Забыли купить соль в магазине или не вспомнили слово, которое вертится на языке – это признаки того, что память даёт сбои, и её нужно развивать. Даже если вам за 50. Хабаровчанка Екатерина Верин-Галицкая, тренер по ментальной арифметике, утверждает, что внимание и скорость мышления замедляются уже после 35 лет. Чтобы преодолеть процессы старения мозга, есть специальные курсы «Развитие памяти 55+». О программе, методике и упражнениях на память читайте в нашем материале. курсы для пенсионеров

Как быть уверенным и современным

Екатерина Верин-Галицкая

Два года назад Екатерина Александровна начала вести курсы для старшего поколения по ментальной арифметике. Но из-за коронавируса пришлось отменить все занятия, которые проводились вживую, на неопределённый срок. В этих условиях тренеру по развитию памяти пришла идея записать онлайн-курс, который можно пройти в любое время и в любом месте. Он длится всего полтора месяца и включает в себя десять занятий. Уроки выкладываются по очереди, по мере выполнения домашней работы. Перед началом курса выдаются учебники и абакусы для счёта.

Данный проект поддержал Фонд президентских грантов. По нему прошли курсы бесплатно 60 участников, чей возраст старше 55 лет. Сейчас обучается уже третья группа. С февраля этого года начинается новый набор предпенсионеров и пенсионеров. Возникает вопрос: а возможно ли вообще развитие после 50 лет?

– Смотря что вы понимаете под словом «развитие». Конечно, после 50-60 лет память, внимание, скорость мышления и речь начинают давать сбои на бытовом уровне. С выходом на пенсию круг обязанностей, общение и интересы сужаются, происходит замедление познавательных процессов, остановка и угасание. И если своим когнитивным способностям не уделять время, то скоро память, внимание и скорость мышления дадут знать о себе более явно.

Подробности о курсе читайте в соцсети Инстаграм (ресурс запрещен в Российской Федерации) @damozg

После 35 лет, благодаря нейропластичности нашего мозга, идёт компенсация одних функций другими. Поэтому эти изменения незаметны, но становятся значимыми в более поздний период жизни. Благодаря нашему когнитивному запасу, который мы формировали всю жизнь, и будет зависеть, когда начнут проявляться и в какой форме когнитивные нарушения: речи, памяти, внимания, логики и скорости мышления, – объясняет Екатерина.

Несмотря на то, что занятия ведутся онлайн, они направлены на каждого участника, чтобы он обязательно получил свой собственный положительный опыт изменений. Это первая задача, другая – познакомиться с инструментами для индивидуальных занятий и сохранить свою самостоятельность как можно дольше. И последняя – продлить сохранность когнитивных функций или хотя бы снизить темпы старения мозга. Кому не хотелось быть на одной «волне» с молодыми? Тогда слово «онлайн» не должно пугать людей старшего поколения.

Записаться на февральские и последующие курсы можно по телефону: 8-909-852-03-60.

Онлайн-преимущество, а не барьер

Екатерина рассказывает, что были некоторые опасения по поводу технических проблем. Ведь для курса нужен компьютер или ноутбук с интернетом, потом надо зарегистрироваться на образовательной платформе. Но с поддержкой наставника технически всё удалось, зарегистрировались даже 73-летние участницы.

Ожидалось, что, возможно, не будет хватать живого группового общения. И частично это было так, но формат не мешал группе знакомиться между собой вне занятий, используя гаджеты и современные онлайн-платформы. Роль главного вдохновителя всё-таки легла на плечи Екатерины Александровны.

В данном случае, онлайн – это как раз преимущество, а не барьер. Формат позволяет получить больше знаний, техник и обучающего материала в записи. К ним можно возвращаться несколько раз, уточняя для себя инструкцию или задание. К тому же, другие участники занятий не мешают учиться, каждый движется вперёд в своём темпе. Тем временем как в группе, наоборот, все ориентируются на средний, а не личностный результат.

Очные занятия до пандемии позволили отладить нюансы процесса обучения. Техника, материал и объём заданий отработаны с более полусотни людей разной возрастной категории. После каждого урока Екатерина Александровна проверяет домашнее задание и общается с участником индивидуально.

За время программы изучают техники устного счёта, развивают внимание и творческое мышление, а также учатся работать с информацией, запоминать важное и овладевать мнемотехникой. А что касается примеров?

Два задания для тренировки

– Например, упражнение «Номера машины». Оно направлено на развитие словарного запаса. У каждой машины есть регистрационный номер: три буквы, три цифры и номер региона. Нам нужны будут три буквы. Например: ЛНА. Наша задача придумать как можно больше вариантов предложений или словосочетаний, которые начинаются на эти три буквы. Например: «Лось Нарезает Арбуз», «Лес Нарисован Акварелью» и так далее. Причём, важно пробовать разные части речи, стараться не повторять глаголы, то есть не ограничивать себя рамками, – предлагает попробовать свои силы Екатерина Александровна.

Ещё одно упражнение на устный счёт, с которого лучше начинать каждое утро. Можно мысленно решать примеры: умножение-деление, сложение-вычитание, чередование действий. Можно воспользоваться специальными учебниками с такими заданиями, чтобы не придумывать каждый раз что-то новое. А можно самим придумать множество примеров и потом проверять ответы.

Участницы онлайн-курса получают абакусы для счёта

Мужчины, не робейте!

Но просто так записаться на занятия бывает не совсем эффективно. Перед этим тренер по ментальной арифметике диагностирует эмоциональный настрой каждого участника. Как показали предыдущие занятия, важно оценивать не только когнитивные способности, но и эмоциональный фон человека.

Пока на курсе есть только ученицы, руководитель приглашает на занятия мужчин

К примеру, депрессия, тревожность, стресс – это те состояния, когда внимание снижается. Участник не может сосредоточиться, отвлекается, спешит, из-за нехватки внимания страдает память. Например, сложно запомнить сумму покупки или вспомнить, почистил зубы утром или нет, когда ты чего-то боишься или за что-то сильно переживаешь. В такой ситуации лучше сначала поработать с эмоциональным состоянием, а потом приступить к тренировке когнитивных функций.

Екатерина также заметила, что профессия ученика имеет значение. Как показала практика, к ней обращаются чаще инженеры-смётчики, бухгалтеры, расчётчики. Люди, которые пять-восемь лет отдали одной профессии, делают многое на «автомате». Из-за этого мозг не напрягается и не развивается. А если в качестве хобби ходить на занятия по развитию памяти, то можно «расцвести», снова заниматься творчеством, мыслить многовариантней и шире.

Ещё одно интересное наблюдение: на курсы приходят только женщины. Хотя для мужчин нет никаких ограничений. Чаще им просто не комфортно сидеть «белой вороной» в обществе дам. Но дистанционный формат решает эту проблему. Для сильного поколения нет причин стесняться, наоборот, это новый шанс поверить в свои силы, научиться чему-то новому. курсы для пенсионеров

В планах у Екатерины Верин-Галицкой присоединить к программе мужчин старшего поколения, а также сделать продолжение курса для людей, которые по здоровью привязаны к дому или живут в удалённых от крупных городов населённых пунктах. курсы для пенсионеров

Видя довольные лица людей, которые занимаются на курсах, становится понятно, что положительный настрой возможен в любом возрасте, как и ментальное здоровье. А когда чувствуешь себя в ладу с самим собой, то это приносит радость себе и окружающим. курсы для пенсионеров

Фото спикера и автора

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен