
Белобородова Клавдия Павловна
Музейная коллекция декоративно-прикладного искусства коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Крайнего Севера России начала своё существование в 1931 году. И вплоть до сегодняшнего дня регулярно пополнялась. Основа коллекции была заложена в XX веке такими специалистами и энтузиастами своего дела, как А. И. Кардаков, К. П. Белобородова, Т.В. Лементович.
Коллекция насчитывает 3072 еденицы хранения, из которых 2507 экспонатов классифицированы по этнической принадлежности. В фондах ДВХМ имеются предметы декоративно-прикладного искусства айнов, алеутов, коряков, нанайцев, негидальцев, нивхов, орочей, удэгейцев, ульчей, чукчей, эвенков, эвенов, эскимосов и

Лементович Татьяна Васильевна
якутов. В процентном соотношении основная часть коллекции состоит из экспонатов, созданных народами, чьё географическое положение близко расположению города, в котором находится музей.
Таковы реалиии музейного дела, ведь при создании фонда сотрудники часто выезжали в экспедиции и командировки за свой счёт и во время отпусков. Таким образом, большинство экспонатов принадлежит материальной культуре нанайцев (48%), самому

Халат женский белый с голубым орнаментом
многочисленому коренному народу Приамурья, стремящемуся сохранить свою этно-культурную идентичность. Эта коллекция отражает всё богатство и многообразие нанайского материального искусства в изделиях из рыбьей кожи и меха, в мелкой и крупной
деревянной пластике, в предметах культа, в традиционной праздничной одежде. Второе место, по количеству и разнообразию экспонатов, занимают предметы, созданные ульчами (21%). Это, в основном, деревянная пластика, костюмы и металлические подвески. На третьем месте – удэгейцы (11%), с текстильными изделиями, украшенными особым видом спирально-ленточного орнамента, не имеющим зооморфных мотивов.
Произведения других народностей Дальнего Востока и Крайнего Севера России не превышают 10% от общего числа.

Идол
Но несмотря на столь непропорциональное процентное соотношение экспонатов относительно этнических групп и их численности, сотрудники, составлявшие
коллекцию, отбирали самые знаковые вещи, отражающие индивидуальные особенности,
несущие в себе сакральный смысл и отражающие мировосприятие своего народа. Таким образом, в коллекции представлены: якутский чорон – сосуд для хранения и потребления кумыса;
образчики косторезного искусства Чукотки, такие как эскимосские идолы пеликены, имеющие интереснейшую историю происхождения; эвенкийские ковры кумаланы, обладающие как практической, так и эстетической ценностью; орочская деревянная резная утварь; корякская панама из морской травы; нивхская культовая утварь как образец самобытной пластики; айнские праздничные атрибуты начала XX века.

Халат женский свадебный «Сикка» XIX в.
Исходя из вышесказанного, собрание даёт представление и демонстрирует особенности искусства всех перечисленных этносов в той мере, в которой это возможно. Мало того, аналогичных по направленности коллекций практически нет в Дальневосточном регионе. Сотрудники, собиравшие экспонаты в сёлах и стойбищах по всему Приамурью, проделали колоссальную работу.

Коробка с нанайским орнаментом
И плоды их труда гости и жители Хабаровска могут увидеть на временных выставках Дальневосточного художественного музея, проводящихся как минимум раз в год.
Коллекция особенно актуальна в современном глобализированном мире. Прогресс стирает этническое разнообразие. Всё реже в музей попадают вещи, созданные вручную, самобытными методами. Вещи, несущие в себе духовное наследие. На фоне обилия изготовляемых в наше время новоделов экспонаты, попавшие в музей в первой и второй половине XX века, показывают, какие мироощущения, какой уклад и традиции утрачиваются в суете информационных потоков современности.
Антон Ковальчук, специалист ДВХМ
Фото: ДВХМ

Куйсали Ю.Н. Ложка ритуальная для медвежьего обряда

Надеина А.П. Ковер круглый

Семенова Е.А. Рукавица женская

Блюдо праздничное. Начало ХХ в.

Панама из морской травы

Подвеска для халата

Ложка Деревянная резная

Пластина З.А. Мужской халат к рыбацкому костюму

Сергучева Л.И. Ковер-кумалан