• Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
  • Город
    • История Хабаровска
    • Музеи Хабаровска
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
    • Афиша на неделю
    • Кинопремьеры Хабаровска
    • Кафе и рестораны Хабаровска
  • Сад и огород
    • Дачные дела
    • Огород
    • Сад
    • Цветник
    • Земляки
Эскимосское и чукотское косторезное искусство в фондах Дальневосточного художественного музея
Сайт ХабИнфо
Дальневосточный художественный музей

Эскимосское и чукотское косторезное искусство в фондах Дальневосточного художественного музея

4 июля, 2019

косторезное искусство 7

Рис. 1

В Дальневосточном художественном музее эскимосское и чукотское косторезное искусство широко представлено в фондах народного искусства Дальнего Востока и Крайнего Севера России. Одним из символов этого ремесла является идол Пеликен. Сама фигурка довольно проста и лаконична – сидящий пузатый человечек с прижатыми к бокам или закинутыми за спину руками и широкой улыбкой «от уха до уха». Всего в собрании имеются две фигурки (рис. 1, 2). Но происхождение Пеликена, как принято теперь считать, не совсем чукотское. Однако же идол представляет не полное заимствование извне, а, скорее, синтез образов. С этим мы сейчас и постараемся разобраться.

У чукчей и эскимосов есть несколько легенд о появлении этого оберега. В одной из них крайне невезучий человек, копая яму для хранения мяса, нашёл такую фигурку в земле, после чего удача не покидала его. В другой — молодой подмастерье костореза вместо поставленной задачи – изобразить суровое божество по всем канонам — в отсутствии наставника придал фигурке весёлые черты лица. За это мальчика подмастерья изгнали, но в изгнании ему сопутствовала удача, а селение, из которого он был гоним и в котором остался идол, начало процветать. Почувствовав на себе положительные перемены, жители вернули изгнанника.

косторезное искусство 6

Рис. 2

 

Когда парень входил в деревню, за его спиной появился образ Пеликена, который сказал шаману деревни: «Теперь ваша жизнь будет полна счастья и веселья, а благодарить вы должны этого юношу, который подарил мне смех, а значит, и вам заодно». А после этого исчез. Как гласит легенда, благодаря этим событиям способ изображения идола радикально поменялся.

Однако этимологическое происхождение описываемого идола долгое время оставалось под вопросом, так как само слово «Пеликен», означающее «раздутоживотый», не имеет аналогов ни в чукотском, ни в эскимосском языках.

Этимология слова выяснилась в 1945 этнографом Дороти Джон Рей, которая обнаружила у эскимосов Аляски талисман, происхождение которого аборигены не могли объяснить. Проведя опрос населения,

 

косторезное искусство 4

Рис. 4

Дороти выяснила, что первый прототип был вырезан из моржовой кости в 1909 году молодым резчиком для продажи по просьбе владельца местного магазина. Образцом для мастера стал привезённый торговцем автомобильный сувенир «The Billiken». «Билликен» производился чикагской корпорацией «The Billiken Company of Chicago» (рис. 3) и был распространённым явлением по всей Америке. По версии чикагской корпорации Билли восседал на стульчике, имеющем спинку, напоминающую по форме готическую арку (рис. 4). Сам же образ был выкуплен у американской учительницы ИЗО из Канзаса Флоренз Претц.

 

косторезное искусство 5

Рис. 3

В начале 20-го века Флоренз, посетив Японию, подметила распространённый в нэцкэ (миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок) мотив весело смеющегося упитанного лысого мужчины под именем Хотэй (рис. 5). Вдохновившись Хотэем, Флоренз вырезала из дерева фигурку Билли, запатентовала её и продала патент корпорации, обеспечив себе еженедельную прибавку к пенсии в 20 долларов.

Сам же Хотэй – никто иной как один из богов счастья, зачисленный в японский пантеон в 15 веке. Хотэй имел, как предполагается, реально существующий прототип странствующего китайского монаха Цицы, жившего в 10 веке, в распоряжении которого всегда был полный мешок для подаяний, называющийся «хотэй». Отсюда и пошло прозвище. Также монах был примечателен своим объёмным животом, который невозможно было скрыть под рясой. Цицы отличался весёлым характером, и по легендам (а их накопилось очень много) в местах его появлений людей настигала удача, здоровье и благополучие.

косторезное искусство 3

Рис. 5

И вот, проделав путешествие по столь разным культурным пространствам, образ изначально китайского монаха под новым американским именем попадает к эскимосам Аляски, а уже через них по проливу — к чукчам и эскимосам Севера-Востока России.

Но российские эскимосы не стали полностью копировать «Билли». Это видно на иллюстрациях. Так, Пеликены Дальневосточного художественного музея сильно отличаются от заморского аналога. Хотя первые подражания и были достаточно схожи (рис. 7), с течением времени их форма претерпела некоторые изменения и пришла к более гротескному стилю. Статуэтки стали похожи на артефакты из раскопок Николая Николаевича Дикова, которые проводились на Камчатке в 1956–1968 годах. Диковым были найдены в древних эскимосских погребениях на мысе Чини (Берингов пролив) статуэтки без ног или с укороченными ногами и заостренной головой (точь-в-точь как наши экспонаты). «Все эти человеческие изображения весьма своеобразны, — пишет Диков, — последнее же… очень напоминает так называемые пеликены, вырезаемые из моржового клыка современными эскимосами. Похоже, что это древнейший их прототип».

 

косторезное искусство

Рис. 7

Вот так, из глубины веков с помощью влияния извне вернулся загадочный образ в жизнь чукотских и эскимосских косторезов.

Антон Ковальчук, специалист ДВХМ


  • «Музейные сокровища: декоративно-прикладное искусство коренных народов Хабаровского края», читайте материал по ссылке.
  • Теги
  • ДВХМ
  • культура
VKontakte

habinfo.ru

Интернет-журнал Хабаровска

Больше интересного!

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Театральный художник Лев Бакст в ДВХМ

«ШУМ» в музее Дальневосточный художественный музей

«ШУМ» в музее

Персонажи Средних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ Дальневосточный художественный музей

Персонажи Средних миров приамурской мифологии в экспонатах ДВХМ

Видеоэкскурсия
Фотогалерея
  • Город
  • Бизнес
  • Витрина
  • Образ жизни
  • Здоровье
  • Развлечения
  • Сад и огород
  • Вернуться к началу
Новости в соцсетях
О нас

«ХабИнфо»: интернет-журнал города Хабаровска

Учредитель: ООО Издательский дом «Гранд Экспресс». Главный редактор Мишин Владимир В.

E-mail: habinfo4212@gmail.com, тел. 8 (4212) 47-55-48.

Любое использование либо копирование материалов, подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается с письменного согласования с администрацией сайта и прямой индексируемой гиперссылкой на сайт Habinfo.ru.

Мнение авторов статей может не совпадать с позицией редакции.

  • Конфиденциальность
  • Соглашение
  • Контакты
  • Реклама
  • О нас
© Сетевое издание ХабИнфо.ру. 16+
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 69466 от 25 апреля 2017 г., выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.