Уникальность коллекции Дальневосточного художественного музея навряд ли станут оспаривать те, кто хоть раз побывал в его залах.
Особое место в ней занимает собрание старой живописи. Особенность эта и в истории собирательства, и в наличии картин не только всемирно признанных художников, но и первоклассных произведений малоизвестных среди непрофессионалов, но от этого не менее ценных, а порой довольно редких художников мирового уровня.
Если такие известные хранилища, как Государственная Третьяковская галерея или Русский музей, основываясь на частных или дворцовых коллекциях, имели определенную систему, пусть даже в некоторых случаях формальную, то появление региональных музеев связано в большинстве случаев с конфискацией и перераспределением художественных ценностей, что привело к появлению в подобных коллекциях определенного количества произведений, которые со сменой владельцев, поменяли или утеряли вовсе имена и названия. И здесь не обойтись без той области истории искусства, которая носит название атрибуция – определение принадлежности памятника тому или иному веку, школе, имени. В результате чего, казалось бы, статичное, не подверженное особенным переменам собрание, не перестает удивлять зрителей и специалистов неожиданными откровениями.

Неизвестный художник XIX в. – Портрет дамы в красном
В 1931 году в Дальневосточный художественный музей из Третьяковской галереи поступил портрет неизвестного художника первой половины 19 века «Портрет дамы в красном». В 2019 году «дама в красном» обрела свое имя – Герцогиня Анна Александровна де Серра Каприола, урожденная княжна Вяземская (1770 – 1840)
Анна Александровна – дочь генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского и Елены Никитичны, урожденной княжны Трубецкой. Князь Александр Алексеевич Вяземский один из доверенных сановников Екатерины II, в качестве генерал-прокурора Сената следивший за расходованием казённых средств и имевший репутацию неподкупного. По случаю бракосочетания получил в приданое село Александровское на берегу Невы, где возвёл известную церковь «Кулич и Пасха».
В семье генерал-прокурора выросли четыре дочери. Младшая дочь Анна, унаследовавшая имение Александровское, в 1788 году вышла замуж за неаполитанского посланника в Петербурге герцога Антонио Мареска Серра-Каприола (1750 – 1822). Антонио Мареска Серра-Каприола с 1782 года находился на дипломатической службе в качестве полномочного министра при дворе Екатерины II. Благодаря своей ловкости и личным качествам он сумел придать Неаполитанской миссии самое блестящее положение. Он остался единственным дипломатом, удержавшимся при царствовании Павла I. Захват Наполеоном I Неаполя лишил Серра-де-Каприола его владений.
Наполеон, зная о влиянии герцога на общественное мнение Санкт-Петербурга, всячески старался склонить его на свою сторону, делая самые выгодные предложения. Однако Серра-де-Каприола не принял ни одно из них. Уйдя в отставку, герцог остался в Санкт-Петербурге со своей женой Анной Александровной. Их дом на Фонтанке 22 был одним из самых блестящих салонов в столице. Дюшесса (как звали Анну Александровну в обществе) занималась живописью и рисовала акварелью. Летом семья вместе с двумя детьми Николой и Еленой уезжали в Александровское (Мурзинка), где была устроена летняя семейная резиденция с домом-дворцом, службами, садом и парком.

Никола Серра-Каприола – Парадный двор усадьбы Александровское (Мурзино)
После смерти мужа она удалилась от света и умерла 31 августа 1840 года. Похоронена в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. С 1798 года Анна Александровна – кавалерственная дама Ордена Св. Иоанна Иерусалимского большого креста (на нашем портрете она изображена с этой наградой). Совсем по- другому воспринимаем мы сегодня, казалось бы, давно знакомую вещь, когда вместо безликой «дамы в красном» на зрителя смотрят мудрые и немного усталые глаза женщины интересной судьбы и замечательной эпохи.
Среди исследователей искусства известна фраза: «Загадки старых картин хороши, когда они разгаданы, но они хороши и тогда, когда рождают сомнения и поиски новых решений».
Наверное, рано ставить последнюю точку и в наших поисках. Жизнь каждой картины, начатая много веков назад, продолжается, а значит, история не закончена.
Ольга Коновалова, зав.сектором русского искусства ДВХМ
- «Музейные сокровища: «Портрет старухи» от полузабытого мастера Варнека», читайте материал по ссылке.