Как ясное небо, он чист, Невесом, как бумажный лист. Прекрасен, как горный нефрит, Как горное эхо звенит... Ли Бо

В 2003 году Дальневосточным художественным музеем было закуплено более пятидесяти ваз, созданных в 1998–2002 годах в мастерских Цзиндэчжэня – мировой столицы керамики и фарфора. История фарфора неразрывно связана с этим городом из провинции Цзянси. китайский фарфор

Именно в Цзиндэчжэне насчитывающее не одно столетие китайское керамическое производство в V–VII веках ступило в новую эпоху. Новый его этап был связан с изобретением фарфора, материала, отличающегося уникальными свойствами, о которых так точно и образно написал великий китайский поэт Ли Бо: плотностью черепка, делающей его влагонепроницаемым и позволяющей создавать беспримерно тонкостенные вещи, а также белоснежностью цвета, который при покрытии бесцветной глазурью приобретал холодный молочный оттенок. китайский фарфор

Современное фарфоровое производство Китая, несомненно, строится на использовании того неисчерпаемого источника идей, образов и приёмов создания, который формировался на протяжении столетий, а если говорить о глиняных промыслах в их самом широком охвате – то и тысячелетий. китайский фарфор

рис.1

В конце I тысячелетия нашей эры в Китае была разработана зелёно-серая глазурь со сложной цветовой гаммой (бирюзовый, салатный, зелёный). Сами китайцы посуду, покрытую ею, называют «горохово-зелёной керамикой». Но в других странах предпочитают её французское название – селадон. Это самая распространенная глазурь в китайском керамическом производстве, её цвет, поражающий благородством, неуловимой игрой оттенков, не броскостью нежных глазурей, возник из подражания нефриту и яшме, полудрагоценным камням.

«Цвет неба в сырую погоду сквозь облака», «бобовые побеги», «зелёные блики», «яблочно-жёлтая», «пьяная красавица», тёмно-зелёная, «как панцирь черепахи, краба», голубовато-зелёная, как «цвет неба после дождя» – это далеко не весь перечень образных названий многочисленных оттенков селадоновой глазури.

Посуда из селадона, как правило, не имеет дополнительного цветового декора – она должна быть простой, чтобы не отвлекать от изумительного цвета глазури. Одним из самых изысканных её цветов покрывалась знаменитая посуда цинбай (главное фото, Кувшин и чаша для вина. Посуда цинбай. XI век. Институт искусств, Миннеаполис). Её особый цвет серовато-зеленоватого оттенка обусловлен способом обжига в печи, с использованием сосновой древесины в качестве топлива.

Бело-голубая посуда цинбай создавалась в Цзиндэчжене во времена династии Сун (с 960 по 1127 год). Несмотря на свою эстетическую изысканность, фарфор цинбай лишь во времена династии Мин (с 1368 по 1644 год) стал заказываться императорским двором.

рис.2

Изготовленный в Цзиндечжэне на рубеже XX–XXI веков музейный набор для подачи подогретого вина – кувшин с крышкой и чаша (рис.1, 2), повторяет классическую посуду цинбай и формами, и декором. Округлый корпус кувшина разделен на шесть панелей вертикальными рельефными ребрами. Его высокая профилированная крышка имеет навершие в виде обезьяны, одного из важных символов в китайской культуре, символа хитрости и смекалки. Чаша,предназначенная для поддержания высокой температуры кувшина для вина в течение долгого времени, имеет форму распускающегося цветка с семью округлыми лепестками.

Техники рельефа и кракле – самые популярные в декорировании селадона. Кракле, один из самых удивительных декоров глиняной посуды, связан с умением древних китайских мастеров увидеть в дефекте – трещинках, красоту и сделать её искусством: техника кракле представляет собой сеть искусственно созданных трещинок, придающих изделиям эффект старения. Они могут быть крупными («следы краба на песке») или мелкими («икра рыбы»). Этому же эффекту служат и пятна искусственной ржавчины и на чаше, и на кувшине.

Фарфор, «хрупкое совершенство», очевидно, самое прекрасное из великих изобретений Китая. Во всем разнообразии форм, приемов, сюжетов, назначений фарфоровых изделий прослеживаются не только богатая история самого материала, но история жизни и культуры великой страны, глубокая мудрость Востока, заключающаяся в органичном пребывании человека в мире Природы.

Алена Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен