Итальянского маркиза Джованни Пьетро Кампана (1808–1880) неслучайно называют человеком, «который собрал, а затем потерял величайшую частную коллекцию». За несколько десятилетий он создал художественную коллекцию, насчитывающую 9 000 предметов: античные вазы и скульптуру, бронзу, ювелирные изделия, европейскую живопись и многое другое. Но, обвиненный в растрате, он был вынужден расстаться со своим детищем и наблюдать издали, как собрание расходится по разным странам. В Императорский Эрмитаж в 1861 году прибыло 792 предмета, принадлежащих ранее маркизу. керамическая ваза

После революции Эрмитаж неоднократно передавал в дар провинциальным музеям предметы из своего собрания. Дальневосточному художественному музею повезло дважды: предметы из Эрмитажа пополнили собрание музея в 1931 и в 1969 годах. Статуя Гермеса, о которой мы уже писали, поступила в 1969 году, а в 1931 году среди десятков античных предметов поступили две небольшие керамические вазы, происходящие из собрания маркиза Кампана.

Обе вазы декорированы краснофигурной росписью, то есть фон их покрыт черным лаком, а изображенные сюжеты строятся на незакрашенном пространстве, после обжига приобретающем красно-коричневый, терракотовый цвет. C момента изобретения (приблизительно в 530 году до н. э. в Афинах) эта роспись была популярна в разных местах Древней Греции на протяжении нескольких веков. керамическая ваза

Краснофигурные скифосы (чашки для питья) с изображением сов между веток оливы по обеим сторонам – характерный образец аттического керамического производства V в. до н.э. По расположению ручек: одна вертикальная, другая – горизонтальная, небольшой, вы­сотой 7,5 см, скифос из музейного собрания (главное фото) принадлежит типуглаукс (сова): вероятно, общая форма чаши с разными ручками по бокам придает ей сходство с фигурой птицы.

И сова, и олива – атрибуты богини мудрости, справедливой войны и ремесел Афины. Олива – её дар жителям Аттики, которые в благодарность доверили богине правление своим регионом, а столицу переименовали в Афины. Сова же считалась символом счастья и победы, предвестие удачи греки выражали поговоркой «летит сова», недаром она тоже стала атрибутом Афины, которую Гомер звал «совоокой». Изображение совы с веткой оливы печатали в V веке до н. э. и на аттических монетах (рис. 1).

рис. 1

Глаза совы на музейном скифосе изображены как два соединяющихся концентрических круга с зрачками-пятнами. Клюв-запятая находится под местом соединения кругов-глаз. «Круги, изобра­жающие глаза, – отмечает научный сотрудник Государственного Эрмитажа А. Г. Букина, – на скифосе в Хабаровске в спешке нарисованы чрезмерно близко – в точности как на скифосе из раскопок некрополя в итальянской провинции Лацио. Сходство же всех росписей настолько велико, что можно предпола­гать, что они принадлежат одной руке. Вероятно, это был вазописец, работавший около середины V века до нашей эры». Ф.П. Джонсон отмечал, что временные рамки создания подобных скифосов можно определить также по количеству и размещению точек, создающих иллюзию оперения. керамическая ваза

В Кампании, одной из областей Южной Италии, в IV веке до н. э., был создан музейный аск – сосуд для хра­нения косметики или жидких приправ (рис. 2). В нем процеживали воду, масло или мед и разливали почти по капле (второе название этого сосуда – гуттус, капельник). В сопроводительных документах при передаче сосуда в Дальневосточный художественный музей встречаются оба его названия, а время и место создания указаны, как выяснилось при изучении его в последние годы, неверно.

рис. 2

Этот плоский округлый сосуд высотой 9,5 см, с узким вытянутым горлышком и вертикальной ручкой, декорирован изображением двух женских голов в головных уборах-саккосах. А.Г. Букина пишет: «Изображенные головы отличаются характерными, крупными, плавно очерченными чертами - монументальной прямой шеей, солидным подбородком, лбом и носом, абрис которых образует единую ли­нию. Бесстрастный покой, свойственный лицам в греческом искусстве классического периода, под­черкнут широко распахнутыми, глядящими прямо глазами и расслабленно опущенными уголками рта. Подобные головы встречаются в росписях, которые считаются работами кампанского Мастера Хейлибери,который получил название в честь престижного британского колледжа, владевшего коллекцией ан­тичных древностей. Этот художник работал в третьей четверти IV века до нашей эры в крупнейшей мастерской краснофигурной вазописи Кампании – так называемой Мастерской Кассандры-Пэрриша, среди многих других мастеров, ко­торые исполняли росписи маленьких ваз».

Таким образом, аск, считавшийся предметом аттического производства Vвека до нашей эры, оказался италийским, созданным в IV веке, и кроме того – приобрел, пусть и условное, имя автора. керамическая ваза

Да, антиковедение не стоит на месте, современные методы изучения и технические возможности позволяют делать достаточно точные атрибуции. Но все-таки думается, что это не самое важное. Маркиз Кампана вряд ли обладал настолько точными сведениями об этих вазах, но, несомненно, видел в них то же, что и любой, даже неподготовленный, зритель: изящество форм, красоту росписей и – веру древнего человека в божественную формулу прекрасного!

Алёна Фролова,

заведующая сектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Читайте также: «Лекиф из Трои в коллекции Дальневосточного художественного музея» - ссылка на статью

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен