Среди предметов мейсенского фарфора в собрании Дальневосточного художественного музея один из наиболее интересных – скульптурная группа «Встреча» (рис. 1). кендлер

(рис. 1)

Выполненная в первой трети XIX века, она создана по модели 1747 года. Автор модели – один из великих творцов Мейсена Иоганн Иоахим Кендлер (1706–1775). Работая в эпоху рококо, Кендлерне просто работал в стиле эпохи, но сам формировал его. Мейсенский фарфор его работы стал символом Мейсена. Модели Кендлера неоднократно повторялись – в том числе и следующими поколениями мейсенских мастеров.

Скульптурная группа из музейного собрания – один из вариантов кендлеровской модели, отличающихся росписью и некоторыми мелкими элементами декора – формой листвы на дереве и цветов на полянке.

Сохранилась выписка из отчета И. И. Кендлера за февраль 1747 года. Там он упоминает «новую группу» из 4 персонажей – двух влюбленных, Купидона и Гименея.Главные герои группы – юноша и девушка.

Юноша, одетый в бледно-розовый,пастельных тонов, костюм, с нежностью смотрит на свою возлюбленную. Правой рукой он стремится взять руку героини, левую прижимает к сердцу. Весь он устремлен к своей любимой. кендлер

Девушка одета в пышное платье с кринолином – панье, с цветочным узором по светло-селадоновому фону. Подол платья с левой стороны слегка приподнят (рис.2). Вместе с волнами накидки, тянущейся от спинки к переду, это создает дополнительные изящные складки драпировки. Как бы случайно приоткрывается нижняя юбка с мелкими оборочками. Эта легкая рябь ткани должна волновать и будоражить фантазию смотрящего – ведь что несут в себе статуэтки эпохи рококо как не желание подразнить эротическими намеками, «поиграть в любовь»? Томным взглядом девушка смотрит вверх, обе руки ее слегка приподняты – одну она скоро соединит с рукой возлюбленного, чтобы дать ему брачный обет, другую протягивает к руке Гименея.

(рис. 2)

Эта группа, в нашем музее имеющая название «Встреча», действительно может восприниматься как встреча влюбленных, но расстановка фигур в композиции подсказывает, что верным скорее является другое толкование – помолвка. Под этим вторым названием работа хранится, например, в Государственных художественных коллекциях Дрездена (главное фото).

Бог любви, вечный спутник Венеры, здесь предстает в образе путто, малыша Купидона. Порхающий в воздухе прямо между влюбленными, своими руками он словно подталкивает их друг к другу. Бог брака Гименей, воплощенный также в образе путто,правую руку тянет к девушке и одновременно словно указывает на юношу.В левой руке он держит факел, и это, конечно, не случайно: факел здесь символизирует огонь любви.

Тщательно проработанные черты лиц героев этой сцены позволяют прочесть их эмоции: очарованность своим идеалом у юноши, возвышенную, но может быть несколько наигранную, мечтательность у девушки. Купидон и Гименей, делая свое важное дело, при этом как будто отстранены от пары, оба они смотрят в сторону от влюбленных.

Сценка разворачивается на небольшой полянке, служащей базой для этой скульптурной группы. Трава показана росписью, несколько лепных элементов, представляющих маленькие кустики травы с цветами, сильно пострадало. Также отбито большинство листьев на дереве, огонь в факеле, треуголка юноши, которую он держал под мышкой, пальцы у фигурок. Но все эти возникшие за века существования работы дефекты не мешают ни в малейшей степени восхищаться изысканностью поз и жестов героев, нежным колоритом росписи – всем тем, что составляет славу прекрасной и утонченно-рафинированной эпохи рококо.

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Ваза с портретом короля в коллекции Дальневосточного художественного музея, читайте материал по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен