Многие уже знают, насколько удобно получать государственные или муниципальные услуги в электронном виде. Нет необходимости стоять в очередях, бегать по кабинетам, терять время. Многие, но не все. А те, кто «в теме», могут и не догадываться, что, например, при помощи компьютера, оказывается, можно познакомиться с каталогами библиотек или записать ребенка в спортивную секцию.
Заместитель начальника управления информационных технологий городской администрации Ольга Пустынникова рассказала, как получить государственные и муниципальные услуги, за какими из них хабаровчане обращаются чаще всего, и что делать, если вы с компьютером «на вы».

Ольга Пустынникова: «Получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде — это удобно»
— Такое преимущество получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, как экономия времени, очевидно. А какие ещё есть плюсы виртуализации бюрократических процессов?
— Конечно, получение услуг в электронном виде делают нашу жизнь проще. Вообще, изначально цель ставилась такая – помочь заявителю не общаться с чиновником. Ну и потом мы очень заняты, загружены. А здесь не нужно идти в какие-то часы приема чиновника, стоять в очереди. Вам нужен только компьютер с выходом в интернет. На каким сайтах это можно сделать? Например, на сайте gosuslugi.ru, uslugi27.ru , на сайте администрации города в разделе муниципальные услуги.
— Но ведь там нужно пройти регистрацию?
— Да, конечно. Нужно пройти регистрацию на сайте gosuslugi.ru, завести свой личный кабинет. Для этого необходимо прийти в офис Ростелекома или многофункциональный центр с паспортом и получить логин и пароль. Они приравнены к простой цифровой подписи. Но не для всех услуг достаточно такой подписи. Некоторые услуги предоставляются с помощью усиленной электронной подписи. Её нужно получить в специализированных сервисных центрах. Но и документы, которые вы ею заверяете, приравнены к подлиннику бумажного документа.
— Наверняка вы ведете мониторинг, какие услуги, предоставляемые в электронном виде наиболее популярны у хабаровчан?
— Наиболее популярными является такая услуга, как электронный дневник. Так, в 2015 году её получили 160 тысяч раз. А за полгода нынешнего уже зафиксировано 490 обращений. А в электронный каталог библиотек – 13 тысяч обращений за нынешний год. Почему? Студенты, научные работники, школьники – им нужно найти много информации. Это удобно, потому что они могут достаточно быстро найти нужную книгу, источник, документ и дальше уже заказать их в бумажном или электронном виде в других городах или в наших библиотеках. На третьем месте по популярности идут анонсы спектаклей, концертов, киносеансов – с нового года зафиксировано 7,5 тысяч обращений. Люди ходят в кино, хотят отдыхать здорово, весело и в интернете все это легко посмотреть. Ну и запись в детские сады, конечно. В электронном виде в 2017-ом в дошкольные учреждения в городе уже записались 700 человек.
— Почему «электронный дневник» столь популярен?
— Это же очевидно. Все, у кого есть дети-школьники, знают, что младших школьников нужно к учебе приучить, детей постарше контролировать. Все это позволяет делать «электронный дневник». Каждый день ребенок ходит в школу, каждый день получает оценки – родители все это могу видеть буквально мгновенно. Там выкладываются дополнительные материалы, которые должен освоить ребенок, и это тоже позволяет взрослым лучше управлять учебным процессом. Исчезает дополнительное звено, никто не может ни «поюлить», ни обмануть. Все это и делает эту услугу настолько востребованной.
— Сколько вообще услуг в электронном виде могут получить хабаровчане?
— Все услуги, потому что это требование закона. Сначала было трудно переводить и, кстати, очень недешево. Сейчас уже разработаны системы, которые позволяют переводить услуги мгновенно. Вообще, в реестре электронных услуг города Хабаровска есть 58 позиций. Их предоставляет и администрация города, и учреждения, и образовательные и спортивные школы и так далее. Вот только несколько примеров: можно получить ряд документов, связанных со строительством, выделением земли в городе, прием документов для участия в жилищных программах, запись детей в школы, детские сады, спортивные секции, учреждения дополнительного образования и многое другое.
— А кто с компьютерами на вы?
— Для них работают многофункциональные центры, куда можно прийти и по принципу одного окна получить услугу. Более того, в МФЦ есть такое направление, как получение услуг по жизненным ситуациям. Например, при рождении ребенка человеку нужно сразу получить около 20 услуг – это и регистрация в пенсионном фонде, в соцзащите, пособия нужно оформлять, еще что-то. Этим занимаются разные ведомства, но в МФЦ человек приходит, отдает пакет документов одному специалисту и его вопрос оперативно решается. Это очень удобно я считаю. Тем более, что МФЦ режим работы сдвинутый, что позволяет гражданам после работы зайти.
— Сколько МФЦ работает в Хабаровске?
— В Хабаровске работает пять отделений МФЦ, и они охватывают все районы. Отделения расположены по следующим адресам: ул. Серышева, 31б, Суворова, 25а, Запарина, 137а, Уборевича, 76, Тихоокеанская, 171а.