Мы уже писали о том, что редакция habinfo.ru и краевая федерация бильярдного спорта запустили социальный проект по составлению карты доступных мест для инвалидов-колясочников. Ранее мы уже обследовали район 38 школы, а теперь публикуем выводы из путешествия по Центральному и Железнодорожному районам.
В Хабаровске много объектов, в которые могут попасть инвалиды-колясочники. Но вот добираться до них часто или не реально, или не безопасно – это мы выяснили во время путешествия с инвалидом 1 группы, бильярдисткой Ольгой Шаталкиной.
– Придется вам за мной бежать, я на «электричке» — пошутила Ольга Николаевна перед отправлением от ее подъезда до краевой федерации бильярда.
«Электричкой» она называет инвалидную коляску с аккумуляторами. И, кстати, на максимальной скорости за ней и правда не угнаться. Но вот стоит такое приспособление около 200 тысяч рублей – практически как старое подержанное авто.
Запланированным путем спортсменка пользуется три раза в неделю – ездит на тренировки в бильярдную.
Ольга Шаталкина, кроме коляски, может двигаться на ходунках. Так она выходит из подъезда. А вот та самая «электричка» ждет ее в специально отведенном «гараже» — бывшем отсеке для мусоропровода. Люки для мусора заварили, провели свет и тут Ольга Николаевна оставляет свой транспорт. Единственная неприятность – зима, потому что импровизированный гараж не отапливается, аккумуляторы мерзнут. Да и садиться в ледяную коляску, мягко говоря, не очень приятно.
Дом нашей героини находится в районе Воронежской-Степной, напротив железнодорожной больницы. И пешеходные дорожки во дворах здесь как нигде приспособлены для колясочников: нет крутых подъемов, ровный, не разбитый асфальт, пологие спуски, низкие бордюры там, где это необходимо. Но когда выезжаешь на центральную улицу – становится сложнее. По улице Воронежской можно проехать только по «четной» стороне.
— Здесь, несмотря на некоторые погрешности, все более-менее удобно, — комментирует по дороге Ольга Николаевна. – Плохо только, что в некоторых местах асфальт потрескался, раскрошился. В одном месте идет стройка, и большегрузы разбили дорогу – там проезжать неудобно. Но здесь, в целом, все доступно.
Не на каждой остановке колясочник сможет сесть на трамвай. Проехать, а значит сесть в общественный транспорт, выйти из него и не оказаться в тупике, можно до остановок «ЖД больница», «ЖД вокзал» и «Шеронова». В других местах мешают трамвайные пути, лестницы, и высокие бордюры.
Улицу Ленинградскую приходится преодолевать преимущественно по проезжей части. И не все водители с пониманием относятся к колясочникам: один пропустит, другой чуть не собьет.
— Они, наверное, думают, что она тут прётся, вот же тротуар? – по-доброму рассуждает Ольга Николаевна. И возникает логичный вопрос: как относиться к колясочнику на дороге? Как к пешеходу, велосипедисту или автомобилисту? Пока их статус не определен законодательно, но трактуется «ближе» к велосипедистам. Поговаривают даже, что скоро колясочники будут сдавать на права – и станут, по сути, автолюбителями.
Но сейчас все до неприятного просто: колясочники бы с удовольствием ездили по тротуарам, если бы не бордюры высотой в 10 сантиметров, лестницы, выступающие колодцы и ямы. Но откуда об этом знать раздраженным и вечно спешащим по ровным трассам автолюбителям.
Такая же история на Амурском бульваре. Большинство пути – в плотном потоке машин. Еще и вальяжно припаркованные на обочине авто не дают отъехать к обочине.
— Если у меня есть уж очень острая необходимость, то я могу проехать и по Серышева, например. Но там я боюсь: слишком много машин, которые едут на высокой скорости. А это был самый безопасный путь, – добавляет Ольга Шаталкина, не обращая внимания на наши сильно округлившиеся глаза.
Этот маршрут занял около двух часов. По пути мы мимоходом заглянули в аптеки, магазины и в кинотеатр «Дружба». Подходящих колясочникам среди этих объектов оказалось много. Были правда и «порочные» пандусы – именно так инвалиды называют сооружения «для галочки», которыми в реальных условиях пользоваться невозможно.
Главная проблема оказалась именно в том, как заехать: со стороны дороги практически всегда высокие бордюры. Так и получается: деньги тратятся на подъемники, «порочные» пандусы. А иногда достаточно только сбить немного бордюр.