Все дети, в независимости от состояния своего здоровья могут посещать школу и детский сад наравне со здоровыми детьми – провозгласили чиновники. Но как это работает на деле? К чему готовиться родителям детей-инвалидов и стоит ли отдавать своего ребенка в так называемую массовую школу?
В Хабаровском крае, по данным краевого министерства социальной защиты населения, проживает 5130 детей инвалидов. И все они с первого сентября 2016 года имеют право посещать общеобразовательные школы и детские сады наравне с остальными детьми.
Инклюзивное обучение в Хабаровске

Одиннадцатиклассник готовится сдавать ЕГЭ. Рядом с ним — тьютор
Но пойти, в так называемое массовое учебное заведение не так-то просто. Причем, иногда в буквальном смысле возникают сложности с входом в учреждение. Еще проблематичнее обстоит вопрос с подъемом на второй и третий этажи.
Даже если ребенок смог посетить школ или детский сад, не факт, что для него найдется необходимый по закону узкий специалист: коррекционный педагог, логопед, психолог, сурдолог, тьютор. Как делилась с нашей редакцией мама особенного хабаровчанина, после нескольких месяцев обучения и попыток добиться приема у школьного логопеда, родители вынуждены были полностью перейти на услуги платных специалистов.
Тем не менее, Виктория Трегубенко, новый детский омбудсмен Хабаровского края в беседе с нашим корреспондентом о проблемах инклюзивного обучения в регионе отметила, что проблем в этом нет.
– Сигналов по поводу непрофессионализма (педагогического состава – прим.ред.) у нас нет. Сегодня такой проблемы на территории края не существует. Все дети, которые нуждаются в особом педагогическим составе, этим обеспечены. Последний конкурс среди педагогов показал, что учителей коррекционного направления у нас в крае более чем достаточно, – рассказала Виктория Трегубенко.

Первоклассник Глеб Котин с мамой
Тем не менее, в крае действительно есть положительные примеры инклюзивного образования. Слепой хабаровчанин Глеб Котин совсем недавно успешно закончил первый класс. Несмотря на инвалидность, мальчик не только отрабатывает всю школьную программу, но и пишет песни, музыку и стихи.
– В работе с детьми важен индивидуальный подход, – рассказывает Вера Переверзева, член координационного совета по делам инвалидов при минсоцзащиты края. – Конечно, не везде хватает специалистов по инклюзивному образованию. Тем не менее, их активно обучают и их все больше. В целом, инклюзия очень важна. Только представьте, одноклассники Глеба Котина уже начали изучать шрифт Брайля, чтобы читать, так же как и он. И вот так мы сможем воспитать толерантное отношение к инвалидам в обществе.