Многие начинающие предприниматели смотрят на тех, кто уже добился успеха, и задаются вопросом: как они это сделали? И, действительно, можно сколько угодно смотреть вебинары по интернету, но гораздо эффективнее в живую пообщаться с теми, кто смог открыть свое дело на Дальнем Востоке. Какие приемы помогли бизнесменам достичь своих целей, узнали посетители форума «Драйвер бизнеса», а вместе с ними и корреспонденты «ХабИнфо».
Хабаровские предприниматели раскрыли секреты своего успеха
Конечно, главы крупных корпораций неохотно рассказывают о том, как им удалось «отгрохать» целую империю. Другое дело — предприниматели нового поколения: молодые, успешные, продвигающие личный бренд и стремящиеся зажигать сердца тех, кто только задумывается о том, что пора прекращать работать «на чужого дядю». Корреспонденты habinfo.ru стали невольными слушателями лекций тех, кто, по мнению организаторов Молодежного бизнес-форума, может вдохновить каждого. Мы перечислим некоторые лайфхаки, которыми поделились бизнесмены, а стоит ли следовать им, решайте сами.
Некоторые из идей, озвученных спикерами форума «Драйвер бизнеса» вызвали негодование участников. О том, как будущие предприниматели решились задать неудобные вопросы «акулам бизнеса» и чиновникам, читайте в материале по ссылке.
Не ждите, масштабируйтесь!
Первым из хабаровских предпринимателей делиться лайфхаками вышел Антон Ходоровский. Его направление – франшиза, и на своем примере автор множества товарных знаков рассказал, как расширить свое предприятие с минимумом затрат. Правда, начало лекции спикер посвятил своей истории о том, как открыл первую сеть по распространению раскрасок на автозаправках, имея всего 2500 рублей. Тогда хабаровчанину пришлось рассказывать инвесторам о пока еще существующем лишь в его воображении проекте, имея набор демонстрационных листовок в руках. Были у Ходоровского и другие интересные истории.
— Однажды мне заказали брэндбук для крупной компании стоимостью триста тысяч рублей. Недолго думая, я составил задание для фрилансера, который нарисовал все необходимые макеты за десять тысяч, а остальную прибыль получил в виде зарплаты, — рассказывает Антон.
Правда, другие спикеры бизнес-форума придерживались обратного мнения о важности брэндинга и рекламы.
Среди советов предпринимателя-авантюриста были и более подходящие стартаперам идеи. Например, Ходоровский рассказал о том, как привлечь высококвалифицированные кадры, если у вас нет денег на зарплату.
— Один из своих проектов — приложение о вечеринках — я сделал совместно с бывшим коллегой-программистом, который выполнил свою часть работы в обмен на долю в стартапе. Сейчас приложение работает в семидесяти городах страны и используется для продвижения авторских тусовок. Как видите, я быстро понял, что мое главное преимущество – умение договариваться и вести переговоры, — поясняет Антон Ходоровский.
Объяснил опытный франчайзер и то, почему не стоит затягивать с расширением бизнеса. По мнению Ходоровского, пока вы будете работать над улучшением проекта, конкуренты из других городов с радостью переймут ваш опыт.
— Я пришел к тому, что бизнес нужно сначала открывать, а потом уже «допиливать». Многие так не могут, подолгу разрабатывают дизайн, отлаживают все процессы или долго не могут отказаться от личного бренда, контролируя все. Я же предпочитаю быстро упаковать идею, а потом уже по ходу дела работать над деталями. При этом, первого фрайнчайзи обучаю так, чтобы в будущем работой с другими партнерами занимался он, а для меня сеть стала пассивным доходом, — открывает очередной лайфхак Антон.
Из короткого выступления Антона зрители узнали, что главное не бояться рисковать, иметь немалую степень наглости и постоянно думать о расширении бизнеса.
Любите то, чем занимаетесь!
На фоне разговоров о деньгах от Антона Ходоровского, Юлия Шабалина с ее рассказом о деле всей жизни показалась милой девочкой среди матерых бизнесменов. Правда, и предприятие у нее специфическое – салон красоты, к открытию которого девушка шла с 13 лет.
— Я долгое время делала маникюр дома подружкам и знакомым в буквальном смысле на гладильной доске, — вспоминает Юлия. — Это сейчас куда ни плюнь, курсы обучения маникюру, а мне приходилось собирать информацию по крупицам и на собственном опыте отрабатывать различные техники, ведь начинала я еще будучи школьницей, продолжала в студенчестве, а четыре года назад рискнула и вложилась в собственную студию. Тогда все говорили, что я сумасшедшая, взяла 140 квадратных метров и в жизни не окуплю аренду, но время показало обратное.
По словам девушки, для открытия салона, пришлось вложить всего триста тысяч рублей на ремонт и аренду помещения, а «выйти в ноль» удалось уже на второй месяц за счет постоянных клиентов. Сейчас у Юлии большая команда, хотя владелица типичного женского бизнеса признается, что сначала набрать команду было сложновато.
— Мы начинали вдвоем: я и еще одна маникюрщица. Естественно, о каких-то запредельных требованиях к мастерам на первых порах (да и сейчас) речи не шло: брала тех, кто хотел многому научиться и делать качественную работу. Я всегда знала, что смогу передать свои навыки тем, кто захочет их принять, и горжусь, что некоторые девочки работают со мной годами, — рассказывает владелица салона красоты.
Часто предприниматели пытаются обезопасить себя от ситуации, когда бывшие ученики открывают собственные предприятия и становятся конкурентами. Юлия не из таких. Она считает, что если сотрудник решил уйти на вольные хлеба, то контрактами и штрафами его не удержишь — сделает так, что сам захочешь его уволить. «Я не переживаю из-за мелочей, которые все равно не могу контролировать», — заявляет Юлия, и, кажется, что в чем-то она права.
Нет своего бизнеса? Займитесь чужим!
Рисковать собственными деньгами решается далеко не каждый даже очень грамотный специалист. Кому-то комфортнее постепенно подниматься по карьерной лестнице и в итоге оказаться директором, подобно Дмитрию Старкосу. Правда, у управляющего сетью ресторанов Gustav&Gustav немного другая история.
— С 1998 года я жил за границей, работал в различных компаниях, набирался опыта и систематически приезжал на Родину. В один из таких приездов я встретил своего старого товарища, который как раз готовился открыть первый ресторан сети. Несмотря на то, что тогда у меня были более выгодные предложения, я решил работать со знакомым человеком и не прогадал, — рассказывает Дмитрий Старкос.
C 2013 года именно на плечах Дмитрия лежит управление целой сетью. Правда, он и сам заинтересован в успехе заведений, как и любой другой сотрудник.
— Моя зарплата напрямую зависит от выручки в ресторанах. У нас есть определенный план, выполняя который, мы доказываем свою эффективность. Официанты и бармены, которые ничего не продают, нам не нужны, зато те, кому удается увеличить эффективность предприятия, получают очень хорошую зарплату. Есть возможности и для карьерного роста, поэтому мотивировать и сохранять сотрудников мне гораздо легче: если человек проявляет инициативу, без проблем соглашается принять на себя дополнительные задачи, то, конечно, мы его отметим и по возможности повысим. Сотрудников, которые не делают ничего вне рамок своих должностных инструкций при этом не увольняю, но и вкладываться в них, считаю, бессмысленно, — объясняет свою позицию Дмитрий.
Управляющий сетью ресторанов рассказал и о способе мотивации, который подкупает многих сотрудников: по возможности предлагайте персоналу дополнительный заработок. Например, работники Gustav&Gustav сами украшают залы заведений к праздникам. Так руководство сочетает необходимость выполнения различных работ и возможность финансового поощрения коллектива.
Озвучили на Молодежном бизнес-форуме и другие идеи, которые сводятся к тому, что о предпринимательстве нужно меньше говорить и больше им заниматься. А если в создании дела всей вашей жизни возникнут проблемы, решить их поможет специальный конструктор «Лего», о котором habinfo.ru рассказывал ранее.
Фото автора