Проблемой «как привлечь туристов» в Хабаровский край снова и снова озадачиваются эксперты отрасли. Официальные лица отчитываются о тысячах приезжих, однако, по словам отельеров, большинство прибывших у нас гостят проездом. Переломить ситуацию и заинтересовать городом и его достопримечательностями можно, уверены туроператоры. Вот только городское пространство при этом потребует серьезных перемен.
Туризм в Хабаровске
В Хабаровске уже не первый год действует Дальневосточное региональное отделение Российского союза туриндустрии. По информации отраслевого сообщества, ежегодно растет поток туристов в Хабаровский край. Например, еще два года назад на улицах краевого центра практически нельзя было встретить корейцев или японцев. Теперь же у жителей этих стран просыпается интерес к нашему региону.
В свете недавних разговоров о том, что между Россией и Китаем возможна отмена визового режима, наши туроператоры оживились: мол, это может увеличить туристический поток. Вот только таможня бы не подвела.
— У российской пограничной службы есть официальный норматив – обслуживание одного клиента – три минуты. Нигде в мире такого больше нет! В Китае эта же самая процедура занимает 25 секунд, да и в других странах примерно столько же, – рассказал Александр Осауленко, вице-президент Российского союза туриндустрии.
– Как рассказывают туристы из того же Китая, им чуть ли не с самого пункта пропуска не хватает указателей на английском. Да что говорить о пунктах пропуска, когда в заведениях общественного питания на “красной линии” Хабаровска иностранцы не могут найти и меню на английском, – поддержала коллегу Анастасия Степашко, председатель Дальневосточного регионального отделения Российского союза туриндустрии.
Облегчить ситуацию может переход на электронные визы: Хабаровск, как соседний Владивосток, тоже может присоединиться к этому проекту.
Во Владивостоке, напомним, электронные визы ввели в 2017 году. Как сообщает Приграничное управление ФСБ России по Приморскому краю, в одну неделю августа в регион по электронной визе въехали больше 2 тысяч человек. Приморское побережье привлекло жителей Китая, Японии, Сингапура, Алжира и Марокко. Но на первом месте, конечно, китайские туристы. Всего с августа 2017 года электронные визы получили около 36 тысяч человек.
Есть, конечно, в туристической сфере Хабаровского края и позитивные моменты. По мнению многих туристов, необходимость в усилении мер безопасности отпала в последнее время.
Но, как считает Александр Осауленко, в Хабаровске, как ни крути, не за что «зацепиться» глазу. Едут туристы по «красной линии», а у нас на главной площади фонтан за решеткой!
И хотя в Хабаровске есть, что показать, некоторые китайские туристы считают, что российские туроператоры предлагают некачественный турпродукт. Почему? Как рассказал Александр Осауленко, это все благодаря китайским «гидам».
– У нас туризм сейчас «дикий»: иностранным гражданам можно работать на нашей территории. Вот только и деньги идут мимо наших туроператоров, бюджет от туркомпаний мог бы получать налоги. Но нет, китайцы сегодня сами себе организуют у нас туры, – отметил Александр Осауленко. – Кстати, закон о гидах мы не можем принять уже третий год. Мы пытались добиться, чтобы только наши гиды могли работать с приезжими. Но есть структуры, которые лоббируют интересы такого «дикого» туризма. У них главный аргумент: мол, наши не понимают менталитет китайского народа, не умеют работать с китайскими группами. Но проигрывают все – даже статистика показала это. По итогам 2017 года есть данные о том, что турпоток в Россию вырос. А вот денег в бюджеты от турдеятельности поступило, напротив, меньше!
В Хабаровске есть российские гиды-китаисты. Но, по словам вице-президента НП «Хабаровской краевой Ассоциации экскурсоводов и гидов-переводчиков» Ирины Коробковой, китайские группы не работают с нашими професионалами. И такая ситуация длится уже пару лет.
Другой гид – специалист как раз по китайским туристам, рассказала о том, что ей не раз приходилось слышать о том, что гиды из Поднебесной на своих экскурсиях рассказывали землякам-туристам «небылицы» о нашей истории и достопримечательностях. С китайскими группами специалисту не приходилось работать уже около трех лет – приезжие все делают сами: от логистики до экскурсий.
– Некоторые китайские гиды утверждают, что наш собор на Комсомольской площади является четвертым по величине в России. Много неприятного говорят возле памятника Муравьеву-Амурскому. Это объяснимо. Мне как-то попался учебник китайский по истории мира. И там о Дальнем Востоке России упоминают одно: он был наш, а Муравьев-Амурский забрал нашу территорию. Вывод закономерный: надо, мол, ее вернуть. Они говорят даже, что памятник смотрит туда, что хочет завоевать, на провинцию Хейлунцзян. И они все подают все со своей точки зрения, вспоминают территориальные претензии. Я, конечно, делала несколько раз замечания. Кто-то из туристов смотрит, кто-то ухмыляется, кто-то просто отходит. При виде русских сопровождающих они как-то поспокойнее, а некоторые с пеной у рта рассказывают вот это все. Они вообще мало что рассказывают по делу, а если и говорят, то, как правило, поверхностно. Бывает, что китайские руководители рассказывают про наши зарплаты – а это, вообще, какое имеет отношение к истории?!
И сами гиды и представители отраслевого сообщества надеются, что и у нас экскурсии смогут проводить только сертифицированные гиды, а деньги от туристической деятельности будут оставаться в регионах. Но пока это только их пожелания.
Пока же в туристическом сообществе насторожены повторяющимися случаями обмана российских туристов. Случаи, когда наши люди не могут выехать по путевкам к заветному отдыху, происходят каждый год.
Но часть вины в этом лежит на самих отдыхающих, считает Александр Осауленко.
– Наши туристы не знают законов, поэтому и получаются такие случаи. Чтобы избежать проблем обязательно, еще до покупки, нужно проверить, числится ли ваш туроператор в реестре. Есть и реестр турагентов. Там указаны все данные – и о размене фонда персональной ответственности и о том, сколько работает эта компания, по каким направлениям. Обязательно потом проверить, что указано в договоре – те ли данные операторов? Если уделять этому больше внимания, то можно избежать большого количества проблем, – считает он. – Возьмем, к примеру, недавнюю ситуацию с компанией «Натали Турс», которая, кстати, не исключена из реестра туроператоров. Так вот там было подано на возврат денег около 30 тысяч заявлений! Из них, собственно с «Натали Турс», как оказалось по документам, заключен договор только у … 18 процентов туристов. Остальное – посредники. И сколько человек получат назад свои деньги? Выходит, единицы. Нужно внимательно смотреть, кому вы платите.
Так что, выходит, хабаровской, да и российской туриндустрии еще расти и расти по всем «фронтам».
Фото автора