Баталии в общественном транспорте продолжаются. Мэрия не намерена оплачивать покупку автобусов для единственного в городе МУПа, предприятию грозит развал, а горожанам транспортный кризис. А обвинили во всем… сотрудников предприятия.
И снова над общественным транспортом в Хабаровске собрались грозовые тучи.
Пассажирам новый виток прений сулит нехватку автобусов и очередное повышение цен на проезд, а работникам предприятия потерю своих мест.
На сей раз камнем преткновения стали 150 муниципальных автобусов, которые сейчас перевозят хабаровчан. Они все еще принадлежат обанкротившемуся ХПАТП-1. Пока, на правах аренды, на них работает единственное оставшееся в городе муниципальное транспортное предприятие «ГЭТ». Однако теперь транспорт надо вернуть – имущество бывшего автопарка будет продано за долги. Получается, город вот-вот лишится львиной доли транспорта?
Дайте денег на автобусы
Руководитель «ГЭТ» Николай Илющенко, теперь уже бывший, неделю назад попросил финансовой поддержки у городской администрации, чтобы выкупить эти 150 автобусов.
— Если из бюджета не выделят деньги, наше предприятие просто закроется, и город останется без половины общественного транспорта, — обратился он к городским властям.
Стоит отметить, что сегодня у этого МУПа в собственности только троллейбусы и трамваи. Своего автопарка, кроме 8 автобусов на газомоторном топливе марки «Волгобас», купленных в прошлом году мэрией, нет.
Однако в городской администрации посчитали просьбу Николая Илющенко необоснованной. Чиновники аргументировали отказ тем, что «за семь лет из городского бюджета перевозчикам уже было выделено 700 миллионов рублей». Да и скупать старые автопарковские автобусы, по словам начальника управления транспорта администрации Хабаровска Сергея Суковатого, нет смысла.
В этом году город намерен приобрести еще с десяток новых автобусов, в том числе и газомоторных. Вот только кому их передадут, если единственный автопарк закончил свое существование, а оставшиеся муниципальное транспортное предприятие, как оказалось, доверия у властей не вызывает?

Нужно ли городу старое, залатанное наследие обанкротившегося автопарка?
Не согласившись с политикой городской мэрии, Николай Илющенко, почти 8 лет возглавлявший городской электротранспорт Хабаровска, покинул свой пост. По фирме поползли слухи о скором закрытии. Чтобы успокоить людей, временное руководство совместно с управлением транспорта провело собрание. И в бедственном положении компании обвинили самих сотрудников!
А вы сами виноваты!
Именно с этого и началось собрание сотрудников МУП «ГЭТ». По словам Ольги Костинской, временно исполняющей обязанности руководителя, работники предприятия воруют бензин и «тащат мелочь с выручки». А еще слишком часто болеют и прогуливают работу. В связи с этим, по данным руководства, не выполнили план почти на 13 миллионов рублей.
Ольга Костинская привела следующие данные: ежемесячно ГЭТ зарабатывает 66 миллионов. Из них 39 идет на зарплаты сотрудникам, чуть более 12 миллионов на налоги и 10 миллионов на бензин. А в этом месяце на ГСМ ушло целых 12 миллионов рублей.
— Прошу работников перестать воровать, носиться с канистрами по углам и сливать горючее, — призвала врио директора МУП «ГЭТ» и продолжила, – только за март я подписала 10 пачек больничных!
Между тем, закрывать единственное муниципальное предприятие власти не собираются, заверил собравшихся Сергей Суковатый. Преимущества МУПа очевидны – в казну он приносит больше налоговых денег, чем частники.
— Муниципальным предприятием уплачено налогов на 387,5 миллионов рублей, коммерсантами — 75,6 миллионов. Из них в бюджет от МУП перечислено 35,7, а частные извозчики 47,5, — отметил чиновник.
Однако претензии, и не маленькие, к работе предприятия у чиновника все же есть. Во-первых, по словам Сергея Суковатого, бывший руководитель не разумно распоряжался имуществом.
— Вы отдали 29 графиков коммерсантам! И что имеет компания от этого? — возмущен начальник транспортного ведомства.
Есть вопросы и к финансовым делам предприятия. Так, по данным Сергея Суковатого, на предприятии закупили сантехники на 153 тысячи рублей, тогда как долги по зарплате перед работниками почти 9 миллионов рублей. А в 2017 году МУП ГЭТ по заявке руководства конкурсным управляющим был заключен контракт с фирмой-однодневкой “Спецтехнологии” г. Красноярск на поставку крана консольного, ручного, стационарного. Цена контракта — 806,8 тысячи рублей.
— Сделали 100%-ную предоплату, зная, что фирма-однодневка, загнали деньги. Фирмы нет, денег нет. Все материалы по этому случаю переданы в ОБЭП, — отрезал на собрании чиновник.
Чем обернутся транспортные баталии для простого пассажира, догадаться не сложно. Муниципальный перевозчик — сегодня единственный в городе, кто держит самую низкую стоимость проезда – 23 рубля. Коммерсанты уже давно увеличили цену своих услуг с 25 до 28 и 30 рублей в зависимости от маршрута. Останется ли цена в 23 рубля? Из примера, который привел Сергей Суковатый, ответ очевиден.
— После того, как МУП «ГЭТ» сдал маршрут № 7 в аренду коммерсантам, нас засыпают жалобами на него, но самое страшное, что работают они теперь не по 23 рубля, а по 30 рублей, — сообщил Сергей Суковатый.

Справятся ли коммерческие перевозчики еще большим объемом маршрутов? А самое главное, смогут ли удержать доступной для большинства стоимость проезда?
Напомним, что буквально полгода назад, в декабре 2017 года прекратил свою деятельность последний муниципальный автопарк Хабаровска. Тоже, между прочим, приносивший неплохой доход в виде налогов в бюджет. До тех пор, пока не обанкротился. Теперь долги автопарка исчисляются несколькими сотнями миллионов рублей, а его наследство в виде старых автобусов до сих пор не дает покоя перевозчикам.