Одно из направлений деятельности Дальневосточного художественного музея – формирование коллекции живописи и графики художников Хабаровского края и всего Дальнего Востока для того, чтобы максимально полно представить картину художественной жизни региона.

28 февраля 2019 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из классиков дальневосточной школы живописи – Григория Степановича Зорина (1919–2006).

Манткава Г.М. – Портрет заслуженного художника России Г. Зорина

Он родился в 1919 году в деревне Власово Уральской области. В 1938-м поступил в Иркутское художественное училище. В 1940 году его призвали на воинскую службу. Первые три года службы проходили в Приморском крае на станции Гродеково. После формирования Приморской группы войск, в которую вошли две армии, старший сержант Зорин в составе её артиллерии в 1945 попал в Порт-Артур. Награждён медалями «За Порт-Артур» и «За боевые заслуги».

С 1948 года принимал активное участие в выставках. В 1950 году Григорий Зорин стал членом Союза художников СССР. В 1965 году ему – первому в Хабаровске – было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1999 – звание лауреата премии имени Я. Дьяченко.

Григорий Зорин – ветеран войны, заслуженный художник РСФСР, с его именем связано начало профессиональной жизни Хабаровской организации Союза художников. Его биография вмещает Гражданскую войну, коллективизацию, Великую Отечественную войну, реформы конца ХХ века.

В историю дальневосточной живописи Григорий Зорин вошёл прежде всего как мастер исторической картины. Страницы истории страны, запечатленные на холстах Зорина, – это не официальная, хрестоматийная история, а подлинная, истинная жизнь народа. Героями картин художника были землепроходцы, переселенцы и каторжане – те, кто был вынужден поселиться на Дальнем Востоке волей судьбы. Монументальные холсты художника показывают историю без прикрас и цензуры.

Серьёзные размышления Г. С. Зорина об истории России, о процессе заселения Дальнего Востока сконцентрированы в его ключевой работе «Сибирской дальней стороной». В цельных образах двух главных героев – каторжан на фоне бескрайних просторов Сибири воплощены все мысли художника о силе духа, о смысле понятий «свобода» и «воля».

Зорин Г.С. – Голубой Амур

«Сибирской дальней стороной» (1960), «Землепроходцы» (1961), «Первые русские на Амуре» (1955–1957) – эти мощные, правдивые полотна стали образцом дальневосточной исторической живописи. Александр Лепетухин в заметках о Г. Зорине писал: «В своих картинах он объясняется в любви к вольным русским людям, благодаря которым мы живём на этой дальней земле. Он считает, что воля выше свободы. И включает в смысл этого слова чисто русское самоощущение человека, оказавшегося один на один с этой неисследованной и ненаселённой бескрайностью».

Другой – лирической, стороной творчества Григория Зорина были пейзажи. В них с полной силой воплотился колористический талант художника. «В живописи Зорин больше всего ценит цветовой аккорд. Два, три цветовых отношения – больше не надо, – пишет А. П. Лепетухин. – Вот посмотрите икону. Как звучит! Бам и бам! И всё! Два, три отношения, но как они взяты! К этому полнозвучанию цвета шёл Григорий Степанович всю жизнь. Потому он раз за разом уничтожает свою живопись (уже написанное), чтобы зацепившись за остатки цветового «мусора», въевшегося в холст, вновь залить его цветом. Тогда то, что осталось от прежней живописи, начинает мерцать из глубины, создавая неожиданные богатые эффекты».

Зорин Г.С. – Сулук

В пейзажах «Голубой Амур» (1976), «Сулук» (1986), «Вечер» (1986), «Тишина» (1987) завораживает мастерская работа с нюансами холодного синего и чистого белого цвета, которые при этом создают сочные, наполненные светом виды природы Дальнего Востока. В пейзажах Г. С. Зорина нет примет времени и каждодневной суеты, но есть удивительная тишина, спокойствие и умиротворение. Они выполнены в лучших традициях русской пейзажной живописи.

В коллекции Дальневосточного художественного музея находится более двадцати работ художника Григория Зорина. В этих монументальных исторических полотнах и этюдах к ним, в лирических пейзажах и выразительных портретах коллег-художников и современников раскрывается сам художник, его щедрая и благородная натура.

Марина Константинова, заведующий сектором современного искусства Дальневосточного художественного музея

Главное фото: Зорин Г.С. – Сибирской дальней стороной


  • «Ученик Перова и друг Левитана: Михаил Нестеров и его полувековой творческий путь», читайте материал по ссылке.

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен