Количество велосипедистов на улицах дальневосточной столицы неуклонно растёт год от года, только вот инфраструктуру для них городские власти никак не торопятся развивать. На протяжении многих лет в мэрии обсуждаются вопросы организации в городе специальных дорожек и иногда это приносит свои плоды, хоть и весьма спорные.
Так, отдельные полосы появились на городских бульварах, но их общая протяжённость вызывает скорее ироничную улыбку, чем одобрение. Есть велосипедные дорожки в парке «Северный», но пользы от них, как отмечает целевая аудитория, никакой.
Корреспондент сайта Habinfo решил лично оценить комфорт при перемещении по городу на велосипеде и для чистоты эксперимента предложил отправиться в путь двум другим владельцам педальных двухколёсных коней с разным уровнем подготовленности. Оценивая состояние тротуаров, исследователи делали акцент не только на членов велосообщества — там, где трудности возникали у них, проблему также ощутят инвалиды и мамы с колясками.
Нужно отметить, что перемещалась фокус-группа на транспортных средствах среднего ценового сегмента — популярных среди горожан моделях Mongoose Tyax Expert, Mongoose Switchback и GT Avalanche. Велосипеды относятся к классу Cross Country (горный велосипед) и имеют амортизацию только передней вилки — это дало возможность на собственной «пятой точке» оценить все неровности дороги.
Маршрут (общая дистанция 10 километров 200 метров)
Для исследования городских тротуаров велосипедисты решили проехать по границам исторического центра Хабаровска. Маршрут выглядел следующим образом: железнодорожный вокзал — переулок Ленинградский — улица Ленинградская — улица Ленина — улица Тургенева — городская набережная и стадион имени Ленина — улица Серышева — улица Ленинградская — железнодорожный вокзал. В общей сложности велосипедистам пришлось преодолеть больше десяти километров пути. Городские бульвары, а также улицы Карла Маркса и Муравьёва-Амурского в маршрут решили не включать — они давно изъезжены велосипедистами и ситуация там в целом неплохая.
Переулок Ленинградский (участок протяжённостью 719 метров)
Первые проблемы у велосипедистов возникли рядом с торговым центром «Ерофей», недалеко от места старта. Успешно преодолев первый перекрёсток с улицей Ленинградской, где были оборудованы комфортные съезды, райдерам пришлось спешиться — выезд с парковки торгового центра обрамляли высокие бордюры. Преодолеть их с ходу, без риска повредить велосипед, оказалось непростой задачей для малоопытного участника импровизированной экспедиции.

Первый от места старта перекрёсток велосипедисты преодолели без проблем

Выезд с парковки торгового центра “Ерофей” обрамляют высокие бордюры
Далее, на протяжении пары сотен метров затруднений практически не возникло. Правда назвать отрезок абсолютно комфортным для перемещения велосипедистов назвать также нельзя — бетонная брусчатка, которой выложен тротуар, местами шла волнами, а местами и вовсе зияла весьма внушительными выбоинами. Но в любом случае, доехать до автобусной остановки «Кафедральный собор», ни разу не спешиваясь, удалось всем велосипедистам. Нужно отметить, что ехали исследователи по нечётной стороне улицы.

Назвать отрезок абсолютно комфортным для перемещения велосипедистов нельзя

Брусчатка, которой выложен тротуар, местами зияла весьма внушительными выбоинами
Улица Ленинградская (участок протяжённостью 1 418 метров)
Чтобы продолжить передвижение по маршруту, нужно было преодолеть улицу Ленинградская — тут вновь возникла проблема у самого малоопытного велосипедиста. Пешеходный переход в районе дома № 56 «Б» оказался не оборудован спусками. Правда, съезд на одной из сторон улицы оказался достаточно пологим, но это не заслуга муниципалитета — бордюрный камень там просто разрушился.

Пешеходный переход районе дома № 56 «Б» оказался не оборудован спусками

Бордюрный камень на противоположной стороне дороги разрушился
Неудобство повторилось всего через десяток метров. На сей раз преградой стал автомобильный проезд между домами №№ 56 «Б» и 56 «А». Тут также не было съездов — и это при высоте бордюров в 18 сантиметров.

Автомобильный проезд между домами №№ 56 «Б» и 56 «А» по улице Ленинградская
Следующий раз пришлось сойти с велосипеда на пересечении улиц Ленинградская и Батуевская ветка, но произошло это не из-за светофора, которым оборудован перекрёсток. Видно, что тут искренне хотели помочь людям — один из бордюрных камней бы предусмотрительно демонтирован. Однако получившийся проезд оказался очень узким и безопасно «пролезть» в получившуюся дырку у исследователей получилось с трудом. Если вспомнить про инвалидов и молодых мам с колясками, то для них эта задача ещё более трудновыполнима.

Один из бордюрных камней бы предусмотрительно демонтирован
Дальше дела обстояли ещё хуже. Преодолев полторы сотни метров разбитого тротуара и доехав до пересечения с улицей Синельникова, наши эксперты увидели очередную преграду. Кроме того, что перейти проезжую часть можно было только пешком (снова проблема с отсутствием съездов), так тротуар ещё и упирался в лестницу, являющуюся частью крыльца офисного здания. Был правда ещё один путь, но далеко не самый безопасный — он требовал выхода на проезжую часть.

Тротуар упёрся в лестницу, являющуюся частью крыльца офисного здания

Велосипедистам пришлось выехать на проезжую часть
Миновав эту преграду, велосипедисты отправились дальше — скорость была очень небольшой из-за отвратительного состояния покрытия. Вплоть до транспортной развязки на улице Карла Маркса приходилось лавировать между выбоинами в асфальте и осторожно преодолевать «волны».
Видно, что на тротуар тут не обращают никакого внимания уже не один год, что удивительно — совсем рядом находится гостиница «Турист», для руководства которой окружающая инфраструктура должна стоять на одном из первых мест.

Скорость движения была очень небольшой

Видно, что на тротуар тут не обращают никакого внимания уже не первый год
Следующий участок пути, пролегающий мимо домов №№ 36, 34, 32, тоже не дал велоисследователям расслабиться — асфальт ужасного качества тут чередовался с тротуарной плиткой. Отдельно эксперты обратили внимание на один значительный разрыв в асфальте. Быстро оценить опасность оказалось проблематично, из-за чего велосипедисты испытали достаточно жёсткий удар. Дальше пришлось ехать намного внимательнее и сосредоточено изучать дорогу.

Асфальт ужасного качества чередовался с тротуарной плиткой

Отдельно эксперты обратили внимание на один значительный разрыв в асфальте
Осторожность велосипедистов принесла свои плоды — если бы не она, то следующая проблема могла бы привести к неприятным последствиям и даже падению с велосипеда. «Ловушка» поджидала райдеров в районе дома № 30, в котором сейчас располагается городское управление по делам молодёжи.
Опасность представляла собой решётки, которыми заботливо прикрыли сверху открытые бетонные ливнёвки. Только вот расстояние между прутьями оказалось таким, что туда без труда проваливается стандартное велосипедное колесо.

«Ловушка» поджидает райдеров в районе дома № 30 по улице Ленинградская

Расстояния между прутьями оказалось таким, что туда без труда проваливается стандартное велосипедное колесо
Последним препятствием на этом отрезке пути стало пересечение с улицей Синельникова. Касается проблема в первую очередь начинающих велосипедистов, которые пока не очень уверены в своих силах.
Дело в том, что вернуться на тротуар можно преодолев крутой асфальтовый подъём. Взобраться на него без особенных трудностей можно предварительно набрав скорость. Но стоит обратить внимание на то, что движение на том перекрёстке оживлённое и «пролететь» его можно, порой рискуя здоровьем и жизнью.

Вернуться на тротуар можно преодолев крутой асфальтовый подъём

Движение на перекрёстке оживлённое и «пролететь» его можно порой рискуя здоровьем и жизнью
Завершающий отрезок улицы Ленинградской вышел относительно комфортным. К разбитому асфальту велосипедисты уже привыкли, тем более, что крупных ям на их пути не было. Участок тротуара в районе торгового комплекса «Экодом» и завода «Дальэнергомаш» даже удалось проехать на приличной скорости.

К разбитому асфальту велосипедисты уже привыкли
Улица Ленина (участок протяжённостью 2 750 метров)
По мнению наших экспертов, улица Ленина оказалась самой комфортной для движения велосипедистов. Относительные сложности возникли только на коротком участке от перекрёстка до автобусной остановки «Городской дворец культуры». Там проблемы были связаны с очень узким тротуаром и большим количеством людей — преодолеть это расстояние в седле возможно, но риск врезаться пешехода оказывается очень высок. Но дистанция небольшая, пройти ее не вызывает никаких затруднений.

Относительные сложности возникли на участке от перекрёстка с улицей Ленинградская

Проблемы с очень узким тротуаром и большим количеством людей
Если говорить обо всей улице в целом, то тут остаётся только похвалить администрацию Центрального района города. Все без исключения пересечения с автомобильными дорогами оборудованы комфортными съездами, качество плитки и асфальтового покрытия также на хорошем уровне. Видно, что за тротуарами стараются следить и по возможности их обновлять.

Все без исключения пересечения с автомобильными дорогами на улице Ленина оборудованы комфортными съездами
Удовольствия при перемещении добавляет естественный рельеф улицы — весь участок владельцы двухколёсных коней двигаются под уклон прикладывая минимум усилий. Внимательно нужно быть только к идущим по тротуару людям.
Поток пешеходов внушительный, многие идут вместе с детьми, которые норовят «выпрыгнуть» прямо под велосипед. Притормаживать приходилось только около автобусных остановок, где тротуар традиционно сужается. Нужно отметить, что речь идёт о чётной стороне улицы.

Удовольствия при перемещении добавляет естественный рельеф улицы
Единственная преграда, которая встала на пути исследователей, поджидала на перекрёстке с улицей Калинина. Велосипедисты упёрлись в ограждение. Чтобы продолжить движение по полюбившейся стороне дороги и доехать до площади Славы, проезжую часть пришлось переходить три раза по сигналам светофора. Больше никаких затруднений не было.

Проезжую часть пришлось переходить три раза
Улица Тургенева и Уссурийский бульвар (участок протяжённостью 900 метров)
Немного передохнув на площади Славы, велосипедисты отправились дальше — впереди был самый скоростной из участков (благодаря рельефу местности). Однако сразу разгоняться райдерам наши исследователи не советуют — на пути ждёт преграда в виде лестницы. При проектировании никто не предусмотрел специальный пандус. Видно, что никто из местных велосипедистов особенно себя не утруждал — маршрут они проложили правее бетонной конструкции прямо по газону. Смотрится это не очень красиво.

На пути велосипедистов оказалась лестница

При проектировании никто не предусмотрел специальный пандус
Последующий спуск сюрпризов не преподнёс. На отрезке от лестницы до самого Уссурийского бульвара никаких сюрпризов не было. Выбирая скорость движения, велосипедист должен помнить, что по пути всё-таки есть пересечения с автомобильными дорогами и лучше заранее перестраховаться и полностью не отпускать тормоза. Качество тротуара достойное — он выложен брусчаткой.

На отрезке от лестницы до самого Уссурийского бульвара никаких сюрпризов не было
После преодоления улицы Тургенева от городской набережной велосипедистов отделял лишь небольшой отрезок Уссурийского бульвара. Там тоже всё оказалось нормально. Примечательно, что раньше на этом участке даже была велодорожка — об этом свидетельствуют остатки специальной разметки. Перед Речным вокзалом исследователей ждал перекрёсток — там эксперты решили спешиться и спокойно дойти до набережной без опаски попасть под колёса проезжающих машин.
Городская набережная и стадион имени Ленина (участок протяжённостью 1 436 метров)
Городская набережная — излюбленное место для велопрогулок. Только вот свободно и непринуждённо прокатиться по ней можно только в будний день. В выходные на набережной буквально «яблоку негде упасть». Тем, кто приехал туда на велосипеде, приходится двигаться медленно и при этом постоянно лавировать между толпами отдыхающих. Вот где точно не хватает выделенной полосы движения, так это там.

Городская набережная — излюбленное место для велопрогулок
Некоторые затруднения для велосипедистов вызывает граница с территорией стадиона имени Ленина, который сейчас серьёзно реконструируют. В районе лестницы, которая известна хабаровчанам как «радужная», с велосипеда придётся слезть чтобы обойти забор строительной площадки и выйти к Универсальному спортивному комплексу стадиона имени Ленина и оттуда уже продолжить маршрут. Проход между лестницей и забором достаточно узкий, поэтому там возникают настоящие очереди из пешеходов и велосипедистов.

Проход между лестницей и забором достаточно узкий, поэтому там возникают настоящие очереди из пешеходов и велосипедистов
Если говорить про территорию стадиона имени Ленина, то для велосипедистов там сейчас настоящее раздолье, но при одном условии — поездку нужно планировать на будни из-за большого количества гуляющих. Не так давно территорию реконструировали — уложили новую плитку, а местами и асфальт. Одним словом, кататься там сейчас – одно удовольствие. Полностью оценивать все обновления наши велосипедисты не стали и свернули в сторону обновлённой лестницы, которая ведёт на улицу Серышева. Как выяснилось, сделали они это зря.

Не так давно территорию реконструировали — уложили новую плитку, а местами и асфальт
Для тех, кто не хочет делать большой круг через улицу Калинина, чтобы подняться на улицу Серышева, путь один — вверх по ступенькам с велосипедом на плече. Хабаровчане ещё со дня сдачи лестницы возмущались отсутствию пандуса, без которого конструкция фактически неприступна для маломобильных групп граждан или мам с колясками. Однако никто на такую реакцию горожан внимания не обратил. В итоге, велосипедистам пришлось преодолевать все ступени лестницы волоча транспортное средство рядом с собой.

Хабаровчане ещё со дня сдачи лестницы возмущались отсутствию пандуса
Улица Серышева (участок протяжённостью 2 935 метров)
Если признаться честно, то именно к улице Серышева, как к пространству для велосипедистов, было первоначально больше всего негатива. По факту же, всё оказалось не так плохо, как предполагалось. Первый минус был зафиксирован уже тогда, когда наши велосипедисты выезжали на маршрут после подъёма по лестнице — с площади наверху не было никаких съездов (опять вспомним про инвалидов-колясочников и молодых матерей).

К улице Серышева, как к пространству для велосипедистов, было первоначально больше всего негатива

С площади наверху нет никаких съездов
Очередная проблема также была связана с высокими бордюрами — примечательно, что эта преграда встретилась на тротуаре, который по идее должен быть цельным. Съезд отсутствовал напротив военного госпиталя — сразу после площади, где установлен памятник молодым защитникам Хабаровска. Какая цель у этого искусственного разделителя, наши исследователи так и не смогли понять.

Эта преграда встретилась на тротуаре, который по идее должен быть цельным
Впереди велосипедистов ждало несколько десятков метров ровного асфальта, пересечение с улицей Истомина, к которому не возникло претензий и очередная лестница. Препятствие находится напротив дома № 3 и кроме как в объезд миновать его, не слезая с седла, было невозможно.
Сама лестница в ужасном состоянии — подниматься по ней пешеходу просто опасно. Страшно представить эту конструкцию зимой, когда вокруг лежит снег. Судя по протоптанной тропинке, мнение велосипедистов разделяют и другие горожане.

Препятствие находится в напротив дома № 3 на улице Серышева
Преодолев лестницу, нашим экспертам вновь пришлось сойти с велосипеда. На сей раз без этого нельзя было преодолеть пересечение с улицей Калинина. Бордюр тут оказался практически рекордсменом по высоте, и его штурм оказался непосильной задачей даже для опытных участников экспедиции. Судя по состоянию бетонного элемента дороги, на него давно не обращали внимания. Та же проблема ждала велосипедистов и на пересечении с улицей Фрунзе.

Пересечение улиц Калинина и Серышева

Пересечение улиц Серышева и Фрунзе
Удивило отношение к велосипедистам на участке маршрута, который проходил мимо штаба Восточного военного округа. В первую очередь хочется отметить отличное состояние тротуарной плитки — видно, что за ней ухаживают. Порадовала также организация съезда в самом конце забора военного объекта — он хоть и оказался крутоват, но проехать по нему не составило особого труда.

Тротуарная плитка в отличном состоянии

Съезд хоть и оказался крутоват, но проехать по нему не составило особого труда
Как только вотчина военных была преодолена, велосипедистов вновь встретил разбитый асфальт. Хорошо, что это было единственное место, где у исследователей возникли претензии к качеству покрытия тротуара по улице Серышева — не самый проезжий участок можно отметить от дома № 15 до пересечения со Знамёнщикова.

Велосипедистов вновь встретил разбитый асфальт
Велосипедистов радовало, когда даже придраться по ходу движения было не к чему. А особенно хорошо, когда это касается столь продолжительного отрезка пути. Так, от площади имени Серышева и до конечной точки маршрута на Железнодорожном вокзале всем участникам велопробега было комфортно. Например, рядом с краевой типографией понравилось состояние асфальта. От психиатрической больницы велосипедисты двигались по тротуарной плитке, с которой также было всё в порядке.

Понравилось состояние асфальта рядом с краевой типографией
Итоги
Подводя итоги экспедиции по дорогам дальневосточной столицы, участники в первую очередь отметили даже не отсутствие съездов или узкие тротуары — больше всего претензий осталось именно к качеству покрытия. Сначала пытались даже считать выбоины, но когда их счёт пошёл на сотни, от этого занятия решено было отказаться в пользу крупных ям. Больше всего исследователей огорчила улица Ленинградская, где они насчитали наибольшее количество преград. Полностью довольны остались только улицей Ленина — претензий к ней практически не было.