В экспозиции итальянского искусства Дальневосточного художественного музея есть полотно (главное фото), созданное одним из крупнейших венецианских мастеров эпохи Возрождения Франческо Бассано (1549–1592). Местечко Бассано, находящееся в материковой части Венецианской республики – Терраферме, стало родиной нескольких поколений художников да Понте.

Самый блестящий мастер не только этого семейства, но и городка Якопо да Понте прославил Бассано, и его самого, и его детей в истории искусства чаще называют по месту рождения. Якопо назвал старшего сына в честь деда. Франческо иль Джованни (Франческо Младший), как и три его брата, пошел по стопам деда и отца, работал в отцовской мастерской, повторяя темы и сюжеты, разработанные Якопо.

Якопо Бассано стал первооткрывателем так называемых «сельских сцен», в которых связывал пасторальные сюжеты с библейскими или аллегорическими мотивами. Так, он разработал цикл «Времена года», в котором аллегория времени предстает в виде ряда жанровых сцен из сельской жизни с ее полевыми и домашними работами. Эти сцены настолько были востребованы, что Якопо подключил к их созданию всех своих сыновей. Как Франческо использовал находки отца и что привносил свое, мы можем увидеть, сравнив их работы, выполненные на одну тему.

(рис.1) Якопо. Гренобль

В Музее Гренобля хранится картина «Зима», в настоящее время приписываемая Якопо Бассано (рис.1). Она имеет горизонтальный формат, довольно большие размеры (135х184) и очень схожую композицию с хабаровской работой: зимние сценки идут одна за другой и связанны общим горным пейзажем в центре композиции. И герои, и сами сцены почти идентичны. Главным отличием является колористическое решение картин.

Занимаясь атрибуцией хабаровской «Зимы» (96х127), заведующая отделом западноевропейского искусства ДВХМ О.Г. Коновалова отмечала, что работа имеет все признаки, характерные для манеры Франческо и отличающие его от других художников семейства Бассано: густоту ярко-красных, вишневых, синих, сине-зеленых пятен одежды, сопоставленных с темными тонами вечерних пейзажей. Даже копируя работы отца, Франческо формирует собственный стиль. Тем более в 1579 году он оставляет мастерскую Якопо и переезжает в Венецию.

Около 1570 года Франческо Бассано впервые обратился к «Временам года», повторяя затем серию неоднократно – и в виде картин, посвященных каждому месяцу года, и в виде цикла из четырех работ, изображающих весну, зиму, осень и лето.

(рис.2) Прадо. La vuelta del hijo pródigo

Многие фигуры и даже группы с полотен Якопо, которые Франческо считал наиболее удачными, он переносил из полотна в полотно. Например, мальчик, надувающий свиной пузырь, или мужчина, разделывающий тушу, даже кот, замерший у стола, неожиданно оказываются персонажами не связанной с временами года картины «Возвращение блудного сына» (около 1570, Прадо; рис.2).

Помимо собственно сцен, в которых проживают полную труда жизнь венецианские крестьяне, в каждом полотне есть детали, делающие эту жизнь уютнее и даже прекраснее: маленькие мальчишки, часто изображенные спиной к зрителю, в смешных красных штанах, через прореху которых видна рубаха; домашние любимцы кошки и собаки – вечно в ожидании кусочка лакомства; утварь – кувшины, склянки, корзины и сверкающие медные тазы (рис.4).

(рис.4)

В Художественно-историческом музее Вены хранится подписанная Франческо Бассано картина «Зима. Забой свиньи»(115х73; рис.3), созданная в 1585–90 годах. Венская работа выделяется из других, созданных Франческо, вертикальным форматом, но именно она стала эталонной при атрибуции работ этого мастера.

В знаменитое собрание Пьера Кроза, приобретенное в 1772 году Екатериной Великой, входил цикл из четырех работ «Времена года». Долгое время он приписывался мастерской Якопо Бассано. В 1931 году «Зима» была отправлена в Хабаровск. В настоящее время эрмитажные картины серии признаны работами Франческо Бассано и датированы 1580-ми годами. Несомненно, «Зима», ставшая частью собрания ДВХМ, выполнена тем же мастером в то же время.

(рис.3) Вена.

В центре внимания мастеров Террафермы, по словам И.А. Смирновой, «оказывается реальная, … сельская Италия, образ обычного современника, а нередко и простолюдина, мотивы повседневной жизни. Они…строят форму отчетливыми контрастами теней и интенсивного, направленного серебристого света, создающего ощущение прозрачности, чистоты воздушной среды и придающего всему изображенному материальную уплотненность, законченность, подчеркнутую вещественность…Недаром некоторые элементы люминистических принципов мастеров Террафермы были впоследствии восприняты Караваджо»

Глядя на полотно «Зима» из собрания Дальневосточного художественного музея, мы видим, как эти «люминистические» принципы воплощались одним из главных мастеров Террафермы эпохи Возрождения Франческо Бассано.

Алёна Фролова, завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • «Художники – Хабаровскому краю» выставка в Дальневосточном художественном музее - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен