Грядущую потерю урожая, распрю между краем и ЕАО, самодельные дамбы, миллионную депутатскую подачку на ремонт отсутствующих дорог - эти и другие «горячие темы» обсудили дачники амурского левобережья в начале июля. Здесь в здании ДК поселка Приамурский прошло совещание главы поселения с председателями садоводческих товариществ. еао снт

Пришли в ДК представители более 20 СНТ, расположенных на территории Приамурского городского образования. Разговор получился жаркий.

Большая вода и беда

Александр Симонов, глава Приамурского городского поселения

- Нарастает напряженность в связи с высоким уровнем Амура, - предупредил глава поселения Александр Симонов. – Уже введен режим ЧС на территории села Тельмана, в связи с высоким уровнем грунтовых вод. Это уже причиняет значительный ущерб дачникам.

Садоводам объявили: прогнозируемые уровни воды в Амуре превысят критерии неблагоприятного явления. Вероятны подтопления поселка Владимировка, дачных участков СНТ «Оптимист», «Ивушка», «Коммунальщик», «Скиф», «БАМ», а также дорог местного значения. еао снт

- Все силы сейчас направлены на село Тельмана, - говорит глава. - Здесь роль гидротехнических сооружений выполняют объекты, которые для этого не предназначены! Это причальная стенка на территории порта, региональная трасса или участок железной дороги, которая ведет на порт Покровка. В направлении Владимировки и Осиновки гидротехнические сооружения - отсутствуют. Пока только в целях предупреждения пытаемся как-то укрепить берег, завозим материалы, набиваем мешкотару. Но на участке в несколько десятков километров мешками с песком не спасешься! еао снт

Садоводы интересуются: а вообще планируются какие-то работы по чистке русла, по берегоукреплению и собираются ли, наконец, достраивать дамбу во Владимировке? еао снт

- Берегоукрепительные работы даже не планируются, - заявил Симонов раздосадованным садоводам. – Все прекрасно понимают, что, когда достроят дамбу на Пемзенской протоке, размыв берега прекратится. Но пока это все на бумаге. Своими силами мы не справимся. Поймите, это не 100-200 метров, это 10-11 километров! И когда это сдвинется с мертвой точки – никто не знает. Из года в год возводим временные гидротехнические сооружения, но все смывает. Без федеральной помощи сложно организовать водозащитные сооружения. еао снт

- Также - и по дноуглубительным работам. Нужна федеральная программа. Это не разовая работа, она будет вестись и пять, и семь лет. Только так можно спасти ваши участки. Напомню, строительством дамбы всегда занимался Хабаровский край, наша территория – это метр от берега, все остальное – уже Хабаровск. И обращаться, соответственно, необходимо туда, - адресовал глава.

Пограничный конфликт

Так участники встречи, как обычно, вышли на ключевую проблему местных дачников. Напомним, в 70-80-х годах Еврейская область входила в состав Хабаровского края. Именно в то время хабаровчане в основном получали земельные участки на левобережье Амура. Особых бюрократических проблем это не создавало. Проблемы начались в девяностые годы, когда область вышла из-под крыла края.

еао снт

Оказавшись на границе двух субъектов РФ, хозяева местных дач стали заложниками доброй воли руководителей этих регионов. Порой они договаривались о поддержке - к радости хабаровчан, владельцев дач в ЕАО, а порой - нет. Чаще всего такое происходит, когда приходит стихия и нужны большие деньги.

А ведь после 2013 года местные огороды в воде практически каждый год! Что это, кто за это ответит, а главное, твердят дачники, когда же это бедствие закончится?! И пусть наука напоминает, что полноводные циклы на Амуре происходят регулярно и нынешний продлится еще несколько лет, скептики подозревают, что все гораздо хуже и винят корыстных энергетиков, построивших ГЭС в Приамурье.

Впрочем, при любом раскладе дачники левобережья выхода из тупика пока не видят. Власти соседних регионов в ответ на призывы о помощи указывают пальцами друг в дружку. И куда только ни обращались садоводы - и к президенту РФ, и к его полпреду, и в правительство ЕАО, и в администрацию Смидовичского района. Все ответы от чиновников в итоге отправляют «писателей» к главе Приамурского городского поселения. А что он может?

Вот и получается, что ежегодно садоводы остаются один на один со стихией. Отчаявшись, люди за свой счет строят дамбы, восстанавливают поврежденное большой водой хозяйство. Сизифов труд...

Заметим, в селе Тельмана расположено больше всего дачных участков, местные садоводы, как, впрочем, и жители села, практически ежегодно страдают от паводков. Но если в 2018-м, 2019-м и 2020 годах вода подтапливала осенью, то в этом году паводок пришел уже в середине лета. То есть, выходит, дачники снова останутся без урожая...

Карман депутата

Еще одна «горячая точка» повестки дня - это участок дороги Владимировка - Осиновка, который ответвляется от федеральной трассы. Прежде за ним хоть как-то следили краевые власти. Ныне же в ЕАО неустанно повторяют: «Денег в бюджете на эту дорогу нет!».

Теперь на этот кусок дороги смотреть страшно, не то, что ехать! А пачки переписки с чиновниками все растут - и далеко не в одном садоводческом товариществе.

еао снт

- Поскольку денег нет на асфальт, почему бы не отсыпать этот участок дороги скальником? - спрашивают из СНТ «Колос», что в селе Осиновка. – Ведь на недавней встрече депутат Борис Гладких обещал снабдить бесплатно этим материалом с карьера в Ильинке, только транспорт нужен. И в администрации ЕАО обещали выделить три самосвала и грейдер еще в мае-июне. Где этот транспорт?! Почему бы не воспользоваться помощью? Скальник все же крепкий материал, его не будет размывать.

- Эта дорога – моя головная боль, - признается глава поселения. – В моем ведении 120 километров дорог и все они находятся в ненормативном состоянии. Своими силами здесь однозначно не справиться. По Владимировке запланировано 300 тысяч рублей, отремонтировали 50 метров и все - денег больше нет! Заложенные в бюджет три миллиона на 120 км - это копейки. Мы составили предварительную смету - более 80 млн рублей нужно вложить туда. Нас попросили ужаться, но как бы мы не ужимались – минимум 50 миллионов.

- А депутат, да, обещал. И если кто-то из председателей СНТ найдет транспорт, могут приехать на карьер и загрузиться. Кстати, в случае победы на выборах в Госдуму, депутат обещал за свой счет отремонтировать 500 метров дороги, причем сразу после оглашения результатов, так заявил он сам, - напомнил глава. еао снт

Ух, ты, произвожу нехитрые расчеты в голове, получается, что известный депутат готов на местную дорогу пожертвовать из своего кармана более миллиона?! Правда, полностью это проблему не решит, однако депутатов у нас много, может, хоть за их счет дороги починим, раз в бюджете денег нет? С другой стороны, может, потому в бюджете и денег нет, зато депутаты такие щедрые? К счастью, додумать эту крамольную мысль я не успеваю - в зале продолжают кипеть страсти...

Верните нам налоги!

еао снт

- Администрация ЕАО не занимается дорогами, считая нас жителями Хабаровска, а Хабаровск утверждает, что это другой субъект. Однако глава Смидовичского района лично заверил меня, что с 6 по 10 июня грейдер будет у нас, - напоминает другой председатель СНТ. - Но теперь прячется от меня вместе с замом! Прошу вас, Александр Сергеевич, пригласите их к нам, пусть своими глазами увидят состояние наших дорог.

По словам главы, грейдер будет, а когда – вопрос, сейчас все силы брошены на укрепление берегов в связи с паводком. Он также напомнил, что в прошлом декабре в поселение пришли федеральные деньги на ликвидацию последствий ЧС 2019 года. Однако их пришлось вернуть в бюджет, пришли не вовремя.

- Зимой ремонтировать дороги никто не будет. Если сделать кое-как, отсыпать и укатать, то весной дорога окажется в озере. И за это уже уголовная ответственность! Если бы деньги пришли в мае – вопроса бы не было, - разводит руками Симонов.

В ответ - негодование садоводов:

- Мы платим налоги, чтобы жить в нормальных условиях, а приходится делать все самим. Верните нам налоги за все эти годы, и мы сами отремонтируем дорогу!

«Нас отрезали»

Еще один горячий вопрос - организация транспортного сообщения.

- С конца мая дачники снова брошены, нас лишили автобусного сообщения, - заявляют председатели в один голос. – Дачники из 11 обществ ходят пешком по восемь километров! Обещали, что все восстановят в начале июня, но уже июль, а автобусов так и нет! Добираться крайне сложно. Что нам делать?!

- ИП Шлык Д.В., который 20 лет осуществлял перевозки на маршрутах №№ 152 и 153, отказался от них, - сообщил глава поселения. – Сейчас он оформляет маршрутные карты, но только на автобусы №№ 151 и 154, следующие до Николаевки и Дежневки. Мы обращались в управление дорог мэрии Хабаровска, там предлагают эти маршруты другим перевозчикам. Мы надеялись до последнего, что маршруты восстановят, но, увы... Заставить их осуществлять перевозки – не в моих полномочиях, поэтому мы решили временно создать свой муниципальный маршрут Тельмана – Владимировка, чтобы подвозить людей к федеральной трассе, где они могли бы пересесть на другой маршрут. Но и это дело даже не одной недели...

Конфликтную ситуацию прокомментировали в Минтрансе края. Автобусы на маршрутах №№ 151 и 153 - это полномочия правительства ЕАО и ФБУ «Росавтотранс». Причина тому - перевозчик «Автомиг» организовал перевозки без наличия правоустанавливающих документов. Пока вопрос решают, жителям предлагают вместо автобусов пересесть на электрички.

***

Грустно мне после этой встречи. Несмотря на красивые слова и обещания, никому, получается, не нужны бедные дачники. До президента далеко, местным чиновникам все равно. А потом мы удивляемся ценам на овощи-фрукты, на повторяющийся картофельный дефицит, говорим о продовольственной безопасности региона. И в этой бесконечной говорильне, как в водах очередного паводка, вместе с урожаем тонут надежды людей, которые упорно пытаются стать хозяевами на родной земле...

Фото автора


  • Как бороться с мокрицей и другие советы дачников - читайте по ссылке

Еще больше советов: ОдноклассникиВКонтакте и Телеграм