Бизнес-тренды для предпринимателей важны так же, как кислород. Ведь привлечь новых клиентов привычными способами становится сложнее. Постепенно люди перешли от ноутбуков к гаджетам, от веб-сайтов к ботам. Эту и другую практическую информацию разъяснили предпринимателям спикеры Дальневосточного интернет-форума.
ДВИК 2019
Digital тренды 2020 года
Восьмая конференция о современных интернет-технологиях и маркетинге прошла при поддержке интернет-агентства «Адвантика», pr-агенства Plastillin и общественной организации «Деловая Россия». Собрав полный конференц-зал в гостинице «Интурист», спикеры в течение двух дней рассказывали о том, как открыть или развить своё дело, найти потенциальных клиентов. Самое важное, что все спикеры являются практиками, которые не устраивают из своих выступлений шоу, а доходчиво объясняют, как продвинуть свои товары и услуги с помощью digital, не нарушая законов.
Прежде, чем углубиться в каждый новый термин, Людмила Лисенко, коммерческий директор группы компаний «Адвантика», и Александр Головко из pr-агентства Plastilin рассказали об основных трендах, которые будут внедрять в бизнес в следующем году. Мы выбрали наиболее интересные.
• Придётся работать 24 часа и семь дней в неделю. Помогут сберечь личное время чат-боты, которые запрограммированы общаться с клиентом вместо оператора. Уже есть случаи, когда общение с роботом сложно отличить от разговора с человеком.
• Нано-инфлюенсеры – это люди, зарегистрированные чаще всего в соцсети Инстаграм, у которых мало подписчиков (от одной тысячи до пяти). Размещая у них рекламу своего продукта, есть больше шансов, что на неё отреагируют «живые» подписчики, а не роботы. Обычно нано-инфлюенсеров можно найти среди друзей и знакомых в соцсетях.
• Видеоконтент и видеомаркетинг. Современные бизнесмены переводят контент в видеоформат. Этому способствует развитие соцсети Tik Tok, где уже зарегистрировано около семи млн россиян. По словам Александра Головко, через полтора года это будет молодёжная платформа для продвижения услуг.

Александр Головко выступал несколько раз на форуме.
• Внедрение VR/AR технологий. Иными словами виртуальная (дополненная) реальность, которую чаще можно увидеть с помощью 3D-очков. К примеру, строительные компании будут давать примерить клиентам 3D-очки, которые покажут, как разная керамическая плитка будет смотреться в конкретной ванной клиента.
• Новый тренд на дополненную реальность запустила сеть пиццерии, которая придумала анимированного попугая. Его можно добавить себе на фотографию в Сторис в одной из соцсетей. Как это ни странно, но такое разнообразие интернет-«примочек» привлекает клиентов.
• Качество фото и видео. Теперь этим обладают современные гаджеты. Они вытесняют профессиональные громоздкие фотоаппараты.
По словам Александра Головко, фото легче обрабатывать в приложении Adobe Lightroom, а видео в In Shot.
• Омниканальность, что означает объединение всех каналов связи с клиентами в единый источник информации. Если, к примеру, клиент написал вам в соцсетях WhatApp или «Вконтакте», то вы об этом узнаете в тот же момент, прочитав оба сообщения на единой платформе.
• Голос. Спикеры конференции уверены, что человек стал чаще записывать голосовые сообщения вместо SMS, ведь это экономит время.
• Аналитика действий в Интернете, которую предоставляют бесплатные сервисы Google Analytics и Яндекс.Метрика. Но прежде, чем пользоваться новыми сервисами, надо подойти к ним с умом.
Идеи под ногами и сенсация кастомизации
А как опробовать новые тренды в своём бизнесе, если ты его ещё не создал? О том, как начать малый бизнес, рассказал Леонид Лисенко, генеральный директор «Адвантики». Любое дело начинается с идеи. И Леонид утверждает, что они буквально валяются у нас под ногами. Так он рассказал о своём соседе, который развозит воду в одном селе Хабаровского района. Начал он с того, что делал это для себя, а потом стал зарабатывать на этом. Теперь он обеспечивает водой почти всех жителей села.
Но идея – это только малая часть того, чтобы запустить свой малый бизнес. Надо провести отбор идей, анализ рынка, разработать товар или услугу и так далее. То есть продумать каждый шаг и не потерять на это годы впустую. Леонид считает, что потерянные деньги можно заработать, а время уже не вернуть. И с ним сложно не согласиться.
«Мечты – это планы в уме, а планы – мечты на бумаге». Владислав Гжещик.
Допустим, что вы открыли малый бизнес, воспользовавшись идеей Леонида Лисенко, но с рынка вас пытается вытеснить федеральный гигант. К примеру, московская фирма оказывает ту же услугу, что и вы, только дешевле. Александр Удовиченко, генеральный директор телеканала 6ТВ, рассказал свой вариант, как не проиграть федеральной компании. Он сразу вспоминает, что для некоторых местных фирм такая ситуация оказалась кошмарной. Так закрылись «Региобанк», «Далькомбанк» и авиакомпания «Дальавиа». И, по словам спикера, такие примеры превратились в тренд для региональных компаний.
Крупный федеральный игрок имеет неоспоримое преимущество в цене. Чем крупнее бизнес, тем издержки и затраты на покупки становятся меньше на 20 процентов. Это ведёт к простому тезису, что если крупный бизнес выигрывает в цене, значит местным компаниям надо конкурировать в чём-то другом.

Генеральный директор 6ТВ рассказал о своей идее, которую претворяет в жизнь.
Таким новым инструментом станет кастомизация – иная бизнес-модель с не сопоставимой ценностью. Александр говорит о том, что нужно сделать такой непохожий продукт, который нельзя сравнить по цене с продуктом федеральной компании. И надо создать такую бизнес-среду в регионе, чтобы она была непонятна и незнакома федеральному игроку. Спорная идея вызвала восторг среди присутствующих и стала понятна на простом примере.
Крупная компания мужских парикмахерских (барбершопов) зашла в регион. Ей может противостоять местная компания, где парикмахер не только стрижёт, а интервьюирует своих клиентов во время работы. Процесс транслируется в Интернет. Поэтому люди будут идти к этому парикмахеру, что сравнимо с исповедью. Только вместо священника с вами будет говорить барбер. По идее, такая услуга не может конкурировать на местном рынке с крупной компанией, уверен Александр, потому что это глубоко кастомизированный продукт.
Новое поколение диктует тренды
Наверное, приятно чувствовать, что многие гости конференции приходят только на твоё выступление. По крайней мере, так ответили некоторые участники, когда к микрофону пригласили Елену Стецюк. Вице-президент Дальневосточной ассоциации бизнес-консультантов и бизнес-тренер с 26-летним стажем выдала информацию, которая готова взорвать мозг даже самым закоренелым предпринимателям.
И таким противоречивым трендом стала смена «тарифных планов» поколений. Меняется не только мир, но и люди. Поэтому новое поколение диктует новые правила построения бизнеса. Наблюдать это можно в ситуации, когда новому молодому сотруднику вы дадите прочитать инструкцию. Первое, о чем он может спросить: «А есть ли видеоинструкция?». Если у вас её нет – это не критично, но повод задуматься, а что ещё нужно современной молодёжи на работе?
Елена Стецюк скажет, что личный карьерный план. У неё он прописан на 12 лет вперед! Если человек не видит конкретного развития в компании, то его очень легко переманить. А что если его не надо перекупать, как футболиста, и он вам сам скажет, что проработает год и уволится.
Елена называет это здоровой ситуацией: «Сотрудник понимает, чтобы стартовать дальше, ему нужно отработать год в крупной компании с мировым опытом. За год он сделает то, о чём вы с ним договорились по контракту. А взамен на это вы напишете хорошие рекомендации, и человек пойдёт дальше». Раньше это могло бы показаться диким, но сейчас это эффективно.
Помимо того, что вы берёте человека на год, так у этого сотрудника должен быть «дублёр». Несколько человек на одной должности создают конкуренцию. Ещё один тренд, правда, у руководителя может не оказаться столько денег на зарплаты. Вопрос из зала: а нужно ли проверять у сотрудника корочку о высшем образовании?
– Вы сами решаете, нужен ли вам человек с высшим образованием. На работу надо брать сотрудника, который сможет выполнять свои обязанности. Я знаю парня, который отучился два курса и бросил учебу, потому что он продаёт лучше, чем ребята с двумя «вышками», – говорит Елена Стецюк.
Если это кандидат на работу в колл-центр, то ему необязательно иметь высшее образование, а достаточно внятно и правильно говорить. Если это курьер, то всё просто – у него должны быть ноги! И ещё одна мысль Елены о том, как надо учить сотрудников:
– Я за регулярную аттестацию в компании, чтобы понять, этот сотрудник с нами или нет? Причём, что-то даёте вы, а что-то – он, – объясняет свою точку зрения опытный бизнес-тренер.
К примеру, если сотрудник уходит на учёбу, то он либо вкладывается в это материально, либо тратит на это личное время. Уговорить на это сотрудника, Елена считает, просто, если дать понять, что не учиться нельзя. Сотрудник, потративший собственное время, показывает своё серьёзное отношение к работе.
Многие выступления спикеров на конференции оставили неоднозначное впечатление. Новые тренды призваны не только поменять технологию работы в компании, но и сломать некоторые стереотипы или заполнить пробелы в знаниях. А какие новые технологии примените вы?
Фото автора