Хабаровчане ныне активно обсуждали репетиции парада, из-за которых страдает как дорожное покрытие, так и самые терпеливые и патриотично настроенные автомобилисты, вынужденные стоять в пробках или объезжать дворами главные магистрали, перекрытые на долгие часы. Однако такое неудобство выпадает многим от силы на пару недель в году, а что делать тем, через чьи дворы железным потоком машины ездят постоянно?
Дорожная воронка
Уже скоро год как жильцы сразу нескольких домов по ул. Лермонтова (№№ 1-б, 5 и 7), переулку Ростовский (№№5, 7) и пер. Донской, 3 пытаются решить свою проблему, которая стала следствием другой городской проблемы. Дело в том, что прямого проезда с улицы лейтенанта Орлова до улицы Лермонтова нет, а потребность в таком проезде у хабаровских автомобилистов, оказывается, есть. Вот они и «шпарят» прямо через местные дворы, срезая путь и устраивая ралли возле этих шести многоквартирных домов – и раним утром, и днем, и поздним вечером.
Жильцы не сразу поняли, в какую все увеличивающуюся дорожную воронку попали. Однако с каждым днем «дворовая объездная трасса» становилась все популярнее, а увещевания на быстро спешащих к своей цели водителей просто не доходят! Постоянный гул и рев автомобилей, сигналы, скоростные заезды мимо трех детских площадок – раздражение местных жителей росло, они отказывались привыкать к новой реальности своей дворовой жизни.
Постепенно вокруг жительницы одного из домов Любови Щукиной сформировалась инициативная группа, которая стала писать обращения во все инстанции. Но, как известно, критикуя – предлагай. Помимо установки запрещающих знаков возле их домов авторы жалоб указывали, что неподалеку в этом же районе можно завершить (буквально каких-то 30-50 метров) дорогу, соединяющую на относительно пустынном земельном участке переулки Донской и Лермонтова. В итоге и жильцы, и автомобилисты были бы довольны.
Факты подтвердились, но…
Но, увы, все оказалось не так просто. К примеру, в городской автоинспекции в июле прошлого года жильцам подтвердили: да, вы правы – «факты, указанные в обращении о движении транспорта по пер. Донскому подтвердились». При этом в ГИБДД также, сославшись на статью 21 федерального закона ФЗ-196 от 10.12.1995 г. «О безопасности дорожного движения», указали: мероприятия по организации дорожного движения осуществляются органами местного самоуправления, то бишь мэрией Хабаровска.
В свою очередь управление ЖКХ города жалобу четырех десятков горожан переправило в МУП Хабаровска «Научно-производственный центр организации дорожного движения». А там в своем июльском ответе указали на два факта. Первый – в указанном районе уже установлен дорожный знак «Жилая зона», согласно которому сквозное движение здесь запрещено.
А, во-вторых, муниципалы откопали указ президента РФ от 15.06.1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», где, оказывается, указано: федеральный госнадзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения осуществляет … Госавтоинспекция.
1:1 – первую партию чиновники и ГИБДД сыграли вничью. Хотя, по сути, рассуждают жильцы, обе структуры должны были действовать в этом случае заодно. Автоинспекторы, зафиксировав постоянные нарушения ПДД, могли бы либо начать наказание проштрафившихся водителей, либо хотя бы письменно поддержать их инициативу, направив соответствующее письмо в мэрию по созданию нового, более безопасного объезда. В свою очередь, городские чиновники могли бы не перекладывать на надзорную структуру, в том числе, и свои обязанности. А так получилась классическая отписка.
Было бы желание
Возмущенные жильцы продолжали писать жалобы. И наконец в конце сентября получили ответ из мэрии за подписью и.о. первого заместителя мэра по городскому хозяйству Александра Андрюшина. В нем, помимо уже известной информации, что в этом районе установлены знаки «Жилая зона» и нехорошие – ай-яй-яй! – водители не должны нарушать правила, было указано другое важное обстоятельство. Оказывается, указанный жильцами «земельный участок от дома №3 по пер. Донскому до пер. Лермонтова зарезервирован под строительство социального объекта для муниципальных нужд и строительство дороги на данном участке не представляется возможным».
Муниципальные нужды – это хорошо, но как же наши нужды?! – продолжали возмущаться жильцы и направлять жалобы во все инстанции. Наконец они обратились в хабаровский Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия». Специалисты центра лично посетили конфликтную зону, пообщались с местными жителями, а также с чиновниками.
Выслушав резоны всех сторон, правозащитники предложили компромисс – объездная дорога действительно нужна, но ведь проезд с улицы лейтенанта Орлова до улицы Лермонтова можно сделать в другом месте – там расстояние для «дорожного прокола» тоже сравнительно небольшое, а обременения на пустующей земле, насколько известно, не имелось. Конечно, для создания подобного проезда нужно предусмотреть целевое выделение средств из бюджета, если не в этом, то уже в следующем году, однако это уже вполне решаемая задача для парламентариев и чиновников.
В итоге специалисты центра помогли составить соответствующее обращение в мэрию и теперь вместе с жильцами надеются, что в мэрии их услышат и не станут сооружать очередную доброжелательную отписку. Напомним, только в нынешнем году управление дорог и внешнего благоустройства Хабаровска планирует отремонтировать 93 километра городских магистралей. И как не раз уже рапортовали в пресс-службе мэрии, в рамках президентской программы «Безопасные и качественные дороги» на эти цели выделен один миллиард шестьсот восемь миллионов рублей.
Неужели в рамках этой программы не найдется решение и для жителей шести дворов Хабаровска?
Анатолий Долохов
Фото автора