Осколки вместо аквариума, платье не по размеру — заказывая товары в интернет-магазинах, хабаровчане сталкиваются с неожиданными проблемами. О том, что делать в таких случаях, рассказали специалисты сектора по защите прав потребителей городского управления торговли в канун своего профессионального праздника.
Всемирный день защиты прав потребителей хабаровские эксперты отмечают подведением итогов. И если несколько лет назад горожане чаще всего жаловались на продажу просроченных продуктов или некачественную обувь, то сегодня вектор обращений изменился: все больше претензий возникает по поводу дистанционной продажи товаров.
Из почти шести тысячи обращений, которые поступили в сектор по защите прав потребителей, интернет-торговле посвящена десятая часть. И количество проблем, связанных с онлайн-покупками, растет год от года. Одно из самых больных мест, отмечают специалисты, — возврат или обмен товара.
Продавец и покупатель часто не могут договориться, кто должен оплачивать доставку товара, купленного через интернет.
— На днях разбирали жалобу хабаровчанки, которая заказала платье на одном из сайтов, в итоге оно не подошло по размеру. Обменять продавец не отказывается, но предлагает пересылку за счет покупателя, — объясняет специалист отдела Екатерина Можейко. — По закону он прав, но покупателя это не устраивает, так как конечная стоимость платья выходит намного дороже той, на которую рассчитывали изначально.
Хотя этой горожанке, можно сказать повезло: что заказала — то и получила, хоть и не угадала с размером. Бывает намного хуже.
Хабаровчанка Наталья Н. заказала по интернету аквариум, покупка обошлась недешево — 18 тысяч рублей. Товар пришел в срок, доставщик привез аквариум домой, когда горожанки не было дома. Посылку приняли домочадцы, а проверить не догадались. Когда её открыли, вместо аквариума внутри были осколки.
— Кому в этом случае предъявлять претензии? Как узнать разбился ли он в процессе доставки или положили некачественный еще в магазине? — говорит специалист по защите потребительских прав Алексей Кондратьев. — Транспортная компания в договоре указала , что не отвечает за сохранность груза. А каков был товар во время передачи в транспортную компанию — неизвестно, в договоре купли-продаже этот пункт не обговорен. Мы помогли женщине отправить претензию продавцу, но шансы на возврат денег или обмен товара, честно скажу, минимальны.
Особенно не везет горожанам с покупкой сложной техники – компьютеров, ноутбуков и прочих гаджетов купленной и в интернет-магазинах. Часто бывает, что товар приходит некачественный, а возвращать деньги или обменивать его интернет-магазин отказывается.
— Зачастую предприниматели вообще отказываются работать с клиентам, просто не выходят на связь, — поясняет заведующий сектором по защите прав потребителей управления торговли Хабаровска Светлана Ткаченко. — Проще, когда представительство магазина находится в Хабаровске, в этом случае удается вопросы решить в досудебном порядке. Но чаще интернет-магазины располагаются в центре России или за рубежом. Тут что-либо доказать можно только через суд, и дело это не быстрое. Возвращать или обменивать некачественный смартфон, купленный через интернет, порой приходится месяцами.
Предприниматели пока не готовы нести ответственность, предусмотренную при реализации товара дистанционным способом, считают хабаровские юристы. К примеру, закон позволяет потребителю отказаться от покупки на любой стадии, вплоть до получения товара, даже если он качественный. Но добиться этого от продавца бывает не просто.
Впрочем, гораздо чаще горожане жалуются на некачественную технику, купленную в хабаровских магазинах. Приобретенные горожанами компьютеры, телефоны, смартфоны, холодильники, стиральные машины выходят из строя чуть ли не на следующий день после приобретения. И такая ситуация складывается в Хабаровске уже не первый год — некачественная техника лидирует в списке обращений к специалистам по защите потребительских прав.
— Недавно помощью наших коллег из Роспотребнадзора удалось прекратить деятельность одного из предпринимателей, продающего некачественную технику в торговых центрах Хабаровска. Жалобы на него поступали регулярно, с покупателями он на контакт не шел. После проверки юристы через суд добились закрытия этих магазинов, — рассказывает Алексей Кондратьев. — Но сейчас на их месте открылись новые точки с другим названием, и снова пошел поток жалоб на некачественную технику, купленную там. Если так пойдет и дальше, ситуация с закрытием может повториться.
В целом, хабаровские потребители, отмечают юристы, стали более подкованными, многое знают о своих правах и могут грамотно изложить свои претензии. Но и продавцы не отстают. Хорошо разбираясь в нюансах закона “О защите прав потребителей”, порой они мастерски вводят в заблуждение своих клиентов при возникновении спорной ситуации так,что без помощи защитников потребительских прав не разобраться.
Фото: pixabay.com