О Дальнем Востоке люди, которые здесь живут, знают, наверное, больше, чем кинематографисты, снимающие здесь свои картины. Однако их точка зрения интересна дальневосточникам. Лекцию об этом провела кандидат исторических наук Марина Романова, выступив в научной библиотеке от проекта «Персона грата».
Если поискать в интернете, то вы вряд ли найдете подборку фильмов, о которых вы не слышали. Там будут и «Дерсу Узала», и «Зверолов», и «Сказание о земле Сибирской». Но Марина Романова взялась систематизировать те киноработы, из которых намеренно исключила фильмы о тайге и о малых коренных народах. А также поделила создавшийся пласт картин на фильмы-шедевры и незаслуженно забытые. Марина Ибрагимовна также сузила региональные рамки до Хабаровского и Приморского краев. Мы расскажем о наиболее запоминающихся кинолентах, которые были сняты на Дальнем Востоке или о нём.
Дальний Восток фильмы
Марина Романова расположила фильмы в хронологическом порядке, которые поделила между собой на три категории:
- фильмы-агитки, снятые только с одной целью – рассказать о том, как хорошо жить на Дальнем Востоке;
- кино о гражданской войне и революции в нашем регионе;
- картины, посвящённые послевоенной жизни дальневосточников.
Первые две немые ленты не сохранились. Однако, известно, что их показывали в ныне существующем кинотеатре «Совкино» в 1925-ом и 1928-ом годах. Фильм, который частично сохранился до наших дней вышел в 1933 году под названием «Моя Родина». К сожалению, его запретили к показу уже через месяц после премьеры, так как он содержал кадры военной техники, которую не должны были видеть враги Советского Союза.
Часть съемок прошла в Хабаровском крае. В сюжет фильма легло становление молодого китайца и переход его в ряды Красной армии. Однако партийцы признали картину неугодной, решив, что она позорит военных. Роль проститутки была настолько ярко сыграна актрисой, что красноармейцы поблекли на её фоне. И первоначальная цель – снять идейно-патриотический фильм с треском провалилась. Однако, по словам Марины Ибрагимовны, фильм смотреть можно, в нём есть колоритные персонажи и нестандартные сюжетные ходы.
Фильмы-агитки и шедевры
После такого провального опыта, Сталин озаботился рекламой дальневосточных рубежей. Первый фильм-агитку доверили снять маститому режиссеру Александру Довженко. Он смог выйти за рамки фильмов-агиток и снять шедевр по тем временам – «Аэроград» (1935) о Комсомольске-на-Амуре. Фильм оказался спорным и вызывал среди зрителей либо бурный восторг, либо абсолютное неприятие.
С другой стороны многие оценили идею Довженко, который впервые поднял экологический вопрос, говоря о том, что развитая промышленность может угробить уникальную природу Дальнего Востока.
Фильм «Волочаевские дни», снятый в 1937 году братьями Васильевыми тоже можно отнести к шедеврам. Впервые в истории российского кинематографа была организована целая экспедиция на Дальний Восток, чтобы поговорить с очевидцами волочаевских событий. Режиссеры не были ограничены в средствах, поэтому потратились на хороший актерский состав и знаменитого композитора Дмитрия Шостаковича. Однако сэкономили на локациях и снимали фильм в Ленинградской области и на Кольском полуострове.
В кино допущены грубейшие фактические ошибки – сопку штурмовали не «красные», а их противники. «Красные» на самом деле сражались с белыми, а не с японцами. Для исторической правдоподобности осталась только личность Василия Блюхера и штурм сопки танками. Эффектно снятый фильм положили на полку, но его можно без сомнения отнести к киношным шедеврам.
Ленты о революции 1917 и Гражданской войне
Основная тема, на которой кинематографисты сосредоточили своё внимание – это период гражданской войны и революции 1917 года. Свой рассвет она получила в 60-90-е годы. В это время появляются фильмы жанра истерн, где на первый план выходят погони, стрельба и приключения.
В 1967 году выпустили первый фильм о Сергее

Марина Романова читала лекцию в течение двух часов
Лазо, который так и назвали. Часть ленты снималась в городе Загорске в Подмосковье. Это кино раскритиковали и перестали показывать из-за низких художественных достоинств. Но «Сергея Лазо» стоит посмотреть из-за Андрея Тарковского, который сыграл эпизодическую роль в фильме – белогвардейца Бочкарёва. Великий режиссёр попробовал себя не только в качестве актёра, но и постановщика сцены смерти Сергея Лазо. Именно она делает честь всей картине.
Второй трёхсерийный фильм «Жизнь и бессмертие Сергея Лазо» был снят уже в 1985 году. Он уступает предыдущему по некоторым параметрам, но в нём есть сцены, по уверениям Марины Романовой, которые поставлены сильно и интересно.
В 1969 году Марк Орлов выпускает четырёхсерийный фильм о комсомольце Виталии Бонивуре. «Сердца Бонивура» снимали в Приморском крае, в городе Владивостоке. Авторы картины сразу заявили о том, что фильм будет художественным вымыслом, но он порадует своей атмосферой знакомых мест и пейзажами Дальнего Востока. Ещё один плюс картине приносит актёр Лев Прыгунов, который исполнил главную роль Бонивура.
Кино о послевоенном времени и истерны
Но, пожалуй, самым раскрученным фильмом о Владивостоке является «Владивосток, год 1918». Это классический истерн, при упоминании которого некоторые приморцы говорили, что снимались в его массовке. Поэтому в премьерные дни кинотеатры не вмещали желающих – все хотела увидеть себя на экране. Фильм получился не только местным, но и живым, благодаря истории героев.
Фильм «Казачья застава», вышедший на экраны в 1982 году получил скандальную известность из-за своей нетривиальности. Во-первых, на главную роль драматической ленты позвали комедийного артиста Борислава Брондукова, который справился с задачей. Во-вторых – нетривиальный сюжет, в котором рассказывается о том, как Алексей Бутов возвращается с войны в своё селение и узнает, что все его считают погибшим. Жена вышла замуж за другого, а сын считает его чужаком. Герою придется пройти через испытания, чтобы найти своё место.
До этого фильма в кинематографе проблемы семьи во время гражданской войны так не поднимались, по словам Марины Ибрагимовны. Кстати, кино снимали под Хабаровском, на реке Амур.
В 50-90-е годы выходит четыре фильма о послевоенном Дальнем Востоке:
- «Риск без контракта» (1992)
- «Внимание, цунами» (1969)
- «Замри-умри-воскресни!» (1989)
- «Самостоятельная жизнь» (1991).
Первые две картины являются классическими истернами. «Риск без контракта» рассказывает о том, как профессиональный каскадер перегоняет машины из города в город. В нём есть кадры Владивостока. Фильм «Внимание, цунами» тоже снимали около приморской столицы, где зрители узнают бухту «Золотой рог» с кораблями на рейде.
«Я с Дальнего Востока, города Сучан»
С интересом молодое поколение посмотрит фильм «Замри-умри-воскресни!» и его продолжение – «Самостоятельная жизнь». Автором сценария и режиссёром выступил Виталий Каневский, который снял картину о своём детстве в шахтёрском городке Сучан (ныне – Партизанск).
Судьба первого фильма была бы печальна, если бы картину не увидел Никита Михалков, который отправил её на Каннский кинофестиваль.
На фильм «Замри-умри-воскресни!» потратили мало денег, зато результат превзошел все ожидания. Главную роль в обеих картинах исполнил Павел Назаров.
Первый фильм рассказывает о детстве Валерки, который предоставлен сам себе, брошен матерью и пытается выжить на улице. От криминала его спасает девочка Галя. Помимо главных героев-детей, там есть яркие и живые персонажи, жители шахтёрского городка.
Действия второго фильма разворачивается через три года после событий первого. Валерка вырос и ступает на дорогу криминала. Фильм относят к категории «чернушных», он не выходил в российский прокат и был снят на деньги французских продюсеров. Благодаря последнему факту картина взяла приз жюри на Каннском кинофестивале.
Лекция ещё не закончилась и слушателей ждёт продолжение с современными фильмами, где основной акцент будет сделан на иностранных картинах о Дальнем Востоке. А пока вы можете пересмотреть ленты, о которых мы упомянули выше. Приятного просмотра!
Фото Ирины Фастовец и kinopoisk.ru