Если верить статистике, каждую минуту кто-нибудь забывает свои вещи в такси. Однажды, после эстафеты олимпийского огня «Сочи – 2014» клиент такси оставил в машине факел. Чаще всего теряют ключи, сотовые телефоны, документы, шапки и перчатки, иногда – вставные челюсти, деньги и даже телевизоры. Многих волнует вопрос: должны ли водители возвращать вещи пассажирам и что делать, если забыл что-то в такси?
Эта история случилась с моей подругой пару лет назад. Возвращаясь из гостей, она оставила в такси телефон. Сотовый попросту вывалился из кармана. Марина обнаружили пропажу спустя несколько минут, но машина уже успела уехать. Девушка перезвонила водителю с просьбой поискать телефон в салоне. Пропажу обнаружили, но вот тут началось самое интересное.
— Я его попросила вернуться и завести телефон – прошло всего минут пять, уверена, он даже не успел из нашего района выехать, — рассказывает Марина Иванова. — Но водитель сообщил, что уже взял заказ и уехал. Попросил, чтобы я сделала ложный вызов примерно на сумму 250 рублей, тогда он вернется и отдаст мне мой сотовый. Я была в шоке – это уже какое-то вымогательство! Я бы и сама ему заплатила, но требовать деньги – это уже слишком!
На следующий день Марина обратилась в офис компании такси, но там ей ответили, что водитель не обязан бесплатно возвращать оставленные в салоне вещи. Тогда девушка обратилась в полицию.
— Я понимала, что, скорее всего, мне там не помогут, — вспоминает Марина. — Я ведь, по сути, сама виновата, не уследила, выронила телефон, никто его у меня из кармана не вытаскивал. Так в полиции и сказала – знаю, сама растяпа, но он начал у меня требовать деньги, практически вымогать. Неужели ничего нельзя сделать? Мне повезло. Девушка-следователь позвонила этому водителю и сказала, что я записала нашу с ним беседу и то, как он просил у меня деньги на диктофон в телефоне. И теперь это можно расценивать, как вымогательство. И если он в этот же день не привезет мой телефон в полицию и не передаст мне, она будет вынуждена принять у меня заявление и открыть дело.
Блеф сработал. Причем настолько, что телефон Марине пришлось все-таки забирать сотовый из офиса компании такси, куда перепуганный водитель сдал его. Дело в том, что по закону службы заказа не несут ответственности за оставленные в машинах пассажирами вещи, но придерживаются принципа, что любую забытую в такси вещь нужно вернуть владельцу. Чтобы избежать ответственности за требование денег, водитель заявился в полицию без телефона, якобы он ничего не вымогал, а сразу, как у них заведено, отвез находку в офис компании.
Так должны ли водители возвращать пропажу бесплатно, или требование денег за находку совершенно нормально? В этом вопросе мнения разделяются.
— Я считаю, что чисто по-человечески водители могли бы возвращать вещи бесплатно. Со всеми бывает, сегодня я забыл что-то, завтра он. Человеком нужно быть! — уверен Михаил Полеско, житель Хабаровска.
—Как это – бесплатно, — не согласен с ним водитель такси «Везет» Алексей. — Каждый второй будет телефоны забывать, а я только и делай, что развози их! А если из Северного в Южный? А за бензин мне кто заплатит?
— Я сам подрабатывал в такси, — говорит Александр Игнатьев. — Случалось такое, забывали вещи пассажиры. На телефон оставленный звонили, просили вернуть. И я возвращал. Бесплатно, конечно. Получалось, например, что заявка туда, где человек этот живет – созванивался и завозил. Люди сами пытались деньги дать. А требовать деньги – это уж, извините, свинство.
Что делать, если забыли вещи в такси?
Марине, в общем-то, повезло. Немного потраченных нервов, немного времени, да и телефон, если бы его не удалось вернуть, – небольшая потеря. Старый, с треснувшим стеклом «Филипс», был, скорее, дорог ей как память. Просто телефонную книжку не хотелось восстанавливать. Но что делать, если в такси уехал айфон, паспорт или дорогой планшет?
Во-первых, нужно как можно скорее, по горячим следам, связаться с таксистом, который вас вез. Если вы оформляли заказ через службу такси – сообщите им, что оставили вещи в машине и попросите соединить с водителем.
Во-вторых, можно попробовать записать разговор с водителем – вдруг пригодится?
Если таксист не соглашается привезти вашу пропажу, но подтверждает, что нашел ее (вот когда пригождается запись разговора), просите доставить вещь в офис службы такси. Вы сможете забрать ее там на следующий день. Во многих службах заказа считают, что «забывчивый» пассажир обязан оплатить услуги хранения его телефона или барсетки. Но на самом деле, требовать денег с вас не имеют права.
Но бывает так, что водитель не признается, что нашел пропажу. Или телефон «увел» другой клиент, севший после вас в такси.
Если вы часто что-то теряете – каждый месяц ключи от квартиры или раз в полгода – паспорт, зонтик или перчатки – стоит задуматься. Психологи говорят, что таким образом человек пытается вытеснить из своего жизненного пространства те вещи, которые ему неинтересны или раздражают. Если вы регулярно теряете сотовый телефон, возможно, вы хотите новую модель, или просто не желаете выходить на связь с этим миром?
Мария Полякова