В череде позитивных, перспективных и просто хороших новостей, внезапно захлестнувших страну в преддверии 18 марта, эта новость не затерялась — в Хабаровске все же начинается строительство многострадального пассажирского авиатерминала. Как сообщают в АО «Хабаровский аэропорт», общий объем инвестиций в строительство нового терминала внутренних линий площадью 26 тыс. кв. м пропускной способностью 4 млн человек в год составит почти 5 млрд рублей. Правда, как выяснилось на торжественной закладке чиновниками памятной капсулы, из мега-проекта куда-то делись заявленные когда-то иностранные инвесторы.
Проблемы у нашего аэропорта давние, о которых наша газета писала не раз. В свое время на заре 90-х в современный международный терминал вложились японские инвесторы, однако потом созданное российско-японское СП, помнится, не без участия властей погрязло в дрязгах, банкротствах и судебных спорах. В итоге обиженные самураи из проекта ушли, а других инвесторов найти на продолжение банкета было не так просто.
Вот, новый поворот…
Затем в результате очередного удачного поворота истории, казалось, что на наши взлетные полосы прольется дождь из федеральных денег. Хабаровск выиграл стратегический спор у чахнувшего артемовского аэропорта в Приморье и был определен в качестве одного из семи авиахабов страны, через которые и пролегали бы основные маршруты международных и российских перевозчиков. Однако тут внезапно грянул саммит АТЭС и поток денег хлынул в приморском направлении. Владивосток получил к 2012 году современный авиапорт, и спор о местоположении хаба подвис в воздухе.
Наконец когда к многострадальному проекту обновления хабаровской воздушной пристани все же приступили всерьез, Москвой была поставлена задача привлечь в столь масштабный проект частных, желательно, заграничных инвесторов. И вокруг вроде бы сновали то корейские, то японские бизнесмены, однако время шло, а по рукам никто так и не ударил.
Весной прошлого года сообщалось: японские банки во главе с Sojitz и ОАО «Хабаровский аэропорт» начал подготовку юридических документов о вхождении инвесторов в проект строительства и эксплуатации аэровокзала в аэропорту Хабаровска. А осенью там уже завершали снос старого здания аэровокзала и расчистку площадки под будущее строительство. В декабре информацию про намерения японских инвесторов на итоговой пресс-конференции подтверждал губернатор края.
Неинтересные японцы
А в марте стройка внезапно началась, но на будущей стройплощадке представителей иностранных консурциумов пресса не встретила. Зато увидала вице-премьера, полпреда президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, который вместе с губернатором дал старт строительству, а также прояснил некоторые важные вещи.
«Все, что касается взлетно-посадочной полосы и перронов, делается за счет средств федеральной целевой программы. Кроме того, проект реализуется на территории опережающего развития и имеет весь пакет льгот. И самое важное – это предоставление финансирования от Фонда развития Дальнего Востока и Внешэкономбанка. Через два года мы увидим новый современный, технологичный, комфортный и безопасный аэровокзал международного класса», — оптимистично сообщил Юрий Трутнев.
И отвечая на вопросы прессы, как сообщает агентство EastRussia, полпред пояснил: «У нас есть российское акционерное общество, которое само выбирает инвесторов на принципах, прежде всего, экономической эффективности. Мне сегодня сказали, что предложение японцев менее интересно, чем те, которые получены на территории России».
Красивый проект
По словам полпреда, новый пассажирский терминал позволит повысить качество сервиса, даст дополнительный импульс экономическому развитию, откроет новые возможности для реализации туристического потенциала Хабаровского края и всего региона.
Существенно возрастет пропускная способность аэропорта: по прогнозам в следующие десять лет пассажиропоток Хабаровского авиаузла удвоится до 4 млн пассажиров в год. Реализация проекта даст прирост ВРП на 11,4 млрд рублей.
Проект развития аэропорта Хабаровск (Новый) включает в себя реконструкцию аэродромного комплекса, строительство терминальной инфраструктуры аэропорта и зоны коммерческого развития AirCity.
Как сообщает EastRussia, проект предусматривает пристройку к зданию международного терминала, сооруженному в 1991 году по совместному с японскими специалистами проекту, также будет выполнена перепланировка существующей части терминала. В результате реконструкции общая площадь объекта увеличится до 8,8 тыс. кв. м. Кроме того, в ходе работ будут частично демонтированы крыльцо и ограждающие конструкции, перегородки на первом и втором этажах, лестничные марши. По всему периметру здания будут демонтированы навесные ограждающие панели.
На период работ обслуживание пассажиров пойдет по временной схеме. В сообщении отмечается, что в ходе выполнения текущего генплана развития аэропорта до 2030 года будут модернизированы, реконструированы и отстроены новые объекты инфраструктуры аэропорта, исходя из потенциала его развития и спроса на воздушные перевозки через Хабаровск.

Губернатор Вячеслав Шпорт, вице-премьер и полпред Юрий Трутнев и глава совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк на закладке памятной капсулы в день начала строительства пассажирского авиатерминала
«Для Хабаровского края этот аэропорт имеет колоссальное значение – и как главные воздушные ворота, и как инвестобъект, и как крупный налогоплательщик. Вместе с инвестором мы будем работать над тем, чтобы завершить строительство в установленные сроки», — отметил губернатор Вячеслав Шпорт.
Деньги есть
Стройплощадка расположена на территории опережающего развития (ТОР) «Хабаровск». Инвестору обеспечен доступ к налоговым и прочим преференциям, которые сегодня предоставляются резидентам ТОР. Российская Федерация направила 8 млрд рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)». Государственный Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) совместно с Внешэкономбанком выделили инвестору финансирование в объеме до 4 млрд рублей.
«Новый терминал, который мы закладываем сегодня, спроектирован по самым современным стандартам обслуживания пассажиров. Мы провели тендер и выбрали подрядчика, который имеет большой опыт строительства именно таких объектов. Сроки поставлены жесткие, но мы с задачей справимся», — заявил председатель совета директоров АО «Хабаровский аэропорт» Константин Басюк.
И как пояснил собственно главный инвестор — гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков, при реализации проекта применены инновационные подходы к госрегулированию и финансированию: правительство одобрило тарифы для еще не построенного объекта инфраструктуры. Это позволяет инвесторам прогнозировать доходность вложений, что, как полагает Чекунков, крайне важно при долгосрочных инвестициях в инфраструктуру.
Генподрядчиком строительства выступит турецкий консорциум Лимакмаращстрой (LimakMarashstroy), имеющий обширный международный опыт инфраструктурного строительства и построивший с нуля международный аэропорт Платов в Ростове-на-Дону в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года.
Ввести новый пассажирский терминал аэропорта Хабаровск в эксплуатацию планируется даже не чрез два года, как осторожно сообщил Трутнев, а уже в конце 2019 года — то есть всего за 18 месяцев. Сроки жесткие, но авторы мега-проекта и красивого макета заверили полпреда, что они в них уложатся. Неужели эпопея вокруг затянувшейся реконструкции нашего аэропорта наконец-то закончится?
Семён Дубов
Фото: АО «Хабаровский аэропорт»