Купить авиабилет в любую страну мира сегодня проще, чем приготовить чашку чая. Сотни авиакомпаний, тарифов, десятки систем бронирования, которые позволяют оформить документ, даже не выходя из дома. Сейчас, в век высоких технологий, сложно представить, что 50 лет назад авиабилеты выписывались вручную, под копирку, а процесс оформления занимал несколько суток. Зато в то время хабаровчане могли позволить без ущерба для кошелька отправиться на самолете хоть в столицу, хоть в соседний Биробиджан.

Мы так привыкли к электронному табло, что уже не верится, что когда-то информация о вылетах и прилетах писалась вручную.
В Хабаровске история первых авиакасс началась с подвала в здании нынешней аптеки по улице Муравьева-Амурского. Там было выделено небольшое помещение и работало всего два человека. Но шли годы и география полетов расширялась. Поэтому для продажи билетов и предварительной регистрации пассажиров на рейсы потребовалось здание побольше. Тогда в 1964 году в новом доме по Амурскому бульвару,5 был организован городской аэровокзал, прямо в кассовом зале оборудовали стойку регистрации, установили весы для взвешивания багажа.
То время работники авиа-агентства вспоминают теперь с ностальгией. В 70-80-е годы гражданская авиация переживала настоящий бум перевозок. С появлением новых самолетов дальневосточники быстро оценили все преимущества авиации: быстроту и комфорт. Например, выполняющий рейс в Москву Ту-114 даже имел спальные места! Билет по маршруту Хабаровск – Москва стоил чуть более ста рублей, а сбор за предварительное бронирование – 3 рубля.
Дальневосточники в те года летали много и часто. Сейчас сложно представить, но на самолете отправлялись даже в Мухен, Биробиджан и на станцию Бичевая. По этим маршрутам в те годы выполнялось несколько рейсов в день, а билет стоил всего 3-6 рублей.
Только в Москву выполнялось до 20 рейсов в день, сегодня — несколько в неделю. Пассажиры из Приморья, Камчатки, Сахалина через Хабаровск летели в гости к родственникам, на лечение и просто посетить Москву, Ленинград, Сочи и другие города.
— Люди тогда группировались по месту проживания – камчадалы, охотчане, магаданцы, — вспоминает Галина Островская, генеральный директор Дальневосточного авиационного агентства. — Их приходилось разводить по направлениям, например, на Оху продавали билеты в одной кассе, на Камчатку – в другой.

Современная авиакасса находится на том же месте, что и полвека назад.
– У здания авиакасс постоянно дежурили пассажиры. Многие даже ночевали рядом на лавках, а на бульваре разводили костры. Утром вход в агентство брали штурмом. Иногда приходилось вызывать милицию. Двери постоянно срывали с петель, и за лето их приходилось неоднократно ремонтировать, – рассказывает сотрудница Людмила Дырдина.
Да и сама процедура продажи билетов разительно отличалась от современной технологии, и порой занимала несколько дней. Для начала пассажир обращался в справочное бюро, чтобы подобрать себе свободное место на рейс. Потом следовало пройти в кассу и назвать номер рейса, дату и количество мест. Кассир звонила в отдел комплектовки и получала места для продажи.
На приобретение билета у пассажира иногда уходил весь день. А если маршрут был сложный или с вылетом не из Хабаровска, то места нужно было запрашивать у агентства в другом городе с помощью телеграмм. Ответа приходилось ждать в течение 1-2 недель. Сейчас, когда весь процесс выбора и покупки билета занимает не более часа, в такое верится с трудом.
Сложно было не только пассажирам, но и кассирам, ведь все делалось вручную, а билеты выписывались под копирку. К концу смены у кассиров и руки, и лица, и белые блузки принимали фиолетовый оттенок.
В дальневосточном агентстве ходят легенды о кассире Полине Тарасенко, которая занималась оформлением документов для хабаровского авиаотряда. Сотрудница, имевшая по тем временам хорошее образование 8 классов, по рассказам очевидцев, умела работать двумя руками – правой заполняла бланк, а левой вырезала денежную сетку (раньше в билете тариф вырезался по сетке – прим. ред.).
– Работа была тяжелая, но директор агентства Александр Петрович Чмутин нас научил: когда уж совсем терпение лопается, нужно, как будто невзначай, уронить ручку, наклониться под стол, там тихонько выплеснуть эмоции, поднять голову и… продолжать улыбаться! – делится воспоминаниями ветеран агентства Валентина Никитина.
Кассирам нужна была выносливость, чтобы не упасть к концу дня в обморок, особенно летом, ведь работать приходилось в невыносимой духоте. Кондиционеры тогда были большим дефицитом.
– А как пассажирам помогали! То солдатик придет, то мама с ребенком без денег, мы их накормим, ещё и вещей принесем. Жалко ребят, ведь опоздают на самолет или обворуют их. Ну что делать? Давайте собирать. И начинаем по всему агентству: кто 20 копеек, кто 30, так на билет и насобираем. С Камчатки прилетали солдатики, морячки, всем помогали, всех отправляли. Кто-то деньги потом присылал, кто-то нет, – вспоминает бывший кассир агенства Валентина Устинова.
Со временем стали внедряться автоматизированные системы – современные по тем временам «Чегет», позже «Сирена-1». Они представляли собой маленький зеленый телевизор, который был «привязан» к огромному столу, с его помощью можно было видеть наличие мест на рейсы. Интересно, что первые автоматизированные системы и оборудование для них требовали огромных помещений. А сегодня «святая святых» авиакасс – серверная со всем оборудованием занимает небольшую комнатку.

«Сердце» современного сервиса по заказу авиабилетов.
Однако в начале 90-х болезненные процессы в стране затронули и авиапредприятия Дальнего Востока. Произошло резкое снижение спроса на перелеты, объёмы перевозок сократились в семь раз.
– Вот когда мы стали с умилением вспоминать очереди в кассы, – рассказывает Галина Островская. – Теперь есть все: автоматизация бронирования, даже частичная автоматизация продажи билетов, а пассажиров нет. Агентство, как и многие предприятия, тогда переживало нелегкие времена.
В это же время стали появляться первые конкуренты. Единая авиационная отрасль СССР «Аэрофлот» во главе с Министерством гражданской авиации была ликвидирована, на её базе возникли осколки былой мощи – более трехсот авиакомпаний и авиапредприятий. Ну, а дальше — больше, ведь прогресс, как известно, на месте не стоит.

Спустя полвека рабочее место кассира заметно изменилось.
Сейчас условия труда значительно комфортнее, никто в обмороки не падает, столпотворения у дверей давно нет, мест на рейсы хватает всем желающим. Но работать стало намного сложнее.
– Систем бронирования сегодня несколько, в них расположены места сотен авиакомпаний по тысячам направлений, а на каждом направлении 10-20 тарифов, и у каждого тарифа свои условия применения, – объясняет Галина Островская. – Раньше все кассиры у нас наизусть знали расписание рейсов «Аэрофлота», других компаний просто не было, тарифы, километраж до каждого аэропорта. Обучение нового сотрудника занимало несколько дней. А теперь, чтобы получить свидетельство кассира, нужно месяц обучаться в специализированном центре и ежегодно проходить курсы повышения квалификации.
А нам, пассажирам, чтобы отправится в поездку, нужно всего лишь несколько раз кликнуть мышкой.
Что выбрать: регулярный авиарейс или чартер? – читайте материал по ссылке.
Фото ДВСАС, Александра Янышева, Екатерины Подпенко