Благодаря интересу сотрудников Эрмитажа к античной коллекции ДВХМ несколько лет назад восстановилась история бытования нескольких античных предметов, в которой сплелись судьбы людей России и Италии на протяжении XIX столетия. античные вазы

Граф Николай Дми­триевич Гурьев (1792–1849) в 1830-х состоял послом в Риме и Неаполе, оказывая по долгу службы покровительство приезжавшим в Италию пенсионерам Императорской Академии художеств (рис.1). античные вазы

(рис.1)

Это было время моды на античную керамику, и Гурьев, будучи «человеком умным и чрезвычайно богатым», тоже поддался этому увлечению. В 1841 году Гурьев вернулся в Петербург и был назначен статс-секретарем Министерства иностранных дел. В своем доме он открыл частный музей, или, как называли тогда подобные экспозиции – Кабинет. Там он разместил привезенные из Рима и Неаполя античные вазы.

(рис.2)

Однако во второй половине XIX века вазы из Кабинета Гурьева оказались в собственности государственного деятеля, министра финансов Александра Аггеевича Абазы (1821–1895; рис.2). Достоверных сведений о том, как это произошло, не сохранилось. Но существует эрмитажная легенда, согласно которой знаменитую Пелику с ласточкой (рис.3), как возможно, и остальные вазы из Кабинета Гурьева, А.А. Абаза выиграл в карты у брата Николая Дмитриевича А.Д. Гурьева (1785–1865).

Современники А.А. Абазу называли «большущим игроком»: «Всегда спокойный, всегда приятный, всегда очаровательный и элегантный, Абаза ставил над картою стотысячные куши с легкостью зефира и проигрывал их с таким же изящным и красивым равнодушием, с каким их выигрывал».

(рис.3)

В 1901 году его вдова продала Императорскому Эрми­тажу 24 сосуда, один из которых, краснофигурный италийский кратер a`colonette, приобретенный когда-то Н.Д. Гурьевым в Неаполе, хранит­ся теперь в Хабаровске (рис.4).

(рис.4)

В собрании ДВХМ хранится восемь античных ваз, принадлежащих когда-то личному врачу графа Н.Д. Гу­рьева Джузеппе Антонио Пиццати (1770-е – 1840-е). Пиццати, «знаменитейший кавалер, выдающийся ценитель прекрасного в искусствах древности, особенно в расписных вазах, которых у него в коллекции не много, но избранных и ценнейших», был членом-корре­спондентом Археологического института в Риме – научного общества знатоков и лю­бителей античности.

В конце 1820-х на территории Неаполитанского королевства начались активные раскопки этрусских некрополей. Там были найдены вазы, вошедшие затем и в собрание Дж. А. Пиццати.

В 1833 году кавалер Пиццати отправился в Петербург с целью уступить 1000 своих ваз Николаю I (1796–1855, правил с 1825 года; рис.5) за достойную цену. В Петербурге он предложил вазы Императорской Академии художеств.

(рис.5) Б. Виллевальде. Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году. 1884.

В рекомендательном письме крупнейший знаток античности, профессор Бернардо Кваранта писал: «Любой культурной нации было бы чрезвы­чайно выгодно владеть этой значительной коллек­цией; и тем самым снабдить себя великолепным укра­шением цивилизованности, и доставить эрудитам обширный материал для исследований, а тем, кто из­учает изящные искусства – потрясающие примеры».

Став личной собственностью Николая I, коллекция Пиццати сначала находилась в Круглом зале Академии, а в 1850 году император переместил ее в Новый Эрмитаж.

*(рис.6) (рис.7) (рис.8)


*(рис.9) (рис.10) (рис.11)


*(рис.12) (рис.13)

В 1931 году бывшие когда-то частью собрания кавалера Пиццатиаттическая фигурная ойнохоя (рис.6), апулийская краснофигурная пелика (рис.7), лекана (рис.8), италийский лекиф (рис.9), кампанский рельефный гуттус (рис.10) и две миниатюрные вазы, созданные в Этрурии (рис.11, рис.12), поступили в собрание ДВХМ, в 1969 году к ним добавилась аттическая чернофигурная амфора (рис.13).

Фролова А.А. завсектором зарубежного искусства ДВХМ


  • Князья Голицыны в ДВХМ: Голицынский музей и Общество поощрения художеств - читайте по ссылке

Читайте нас в соцсетях: ВКонтакте, Одноклассники,  Телеграм или Яндекс.Дзен